Сказано в эфире
"Две беды – дураки и дороги" – кто на самом деле это сказал?

Владимир Мединский и Сергей Шаулов развенчали ряд литературных мифов

Читать на сайте radiosputnik.ru
Точно отследить происхождение всех литературных мифов невозможно, но у некоторых из них история довольно простая. Об этом говорили в эфире радио Sputnik председатель РВИО Владимир Мединский и заведующий "Домом-музеем М.Ю. Лермонтова" Сергей Шаулов.
Театр имени Н. В. Гоголя и МТС Live запустят новый проект
Об укоренившихся в России литературных мифах беседовали в эфире радио Sputnik заведующий отделом "Дом-музей М.Ю. Лермонтова" ГМИРЛИ им. В.И. Даля Сергей Шаулов и председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский.
Один из таких распространенных мифов– что якобы еще Николай Гоголь в свое время жаловался на "две беды России" ("В России две беды – дураки и дороги").
Фраза, без сомнения, хлесткая – но принадлежит она не Гоголю, уточнил Владимир Мединский.
«
"Это фраза (сатирика) Михаила Задорнова, который в конце 80-х годов в одной из своих миниатюр сказал: как писал Гоголь, в России две беды – дураки и дороги. Но Гоголь этого никогда не писал, это Михаил Задорнов. Вот так появляются литературные мифы, и это пошло в народ", – сказал Мединский.
Гораздо труднее – и, наверное, уже вряд ли возможно – определить автора известного стихотворения "Прощай, немытая Россия", которое еще в конце XIX века начали приписывать Михаилу Лермонтову, продолжил председатель РВИО.
В советское время "лермонтовская" версия стала официальной – но никаких документальных подтверждений ее обоснованности как не было, так и нет.
«
"При жизни Лермонтова, естественно, это не было издано, рукописи Лермонтова нет. Истории этих строк нет, никаких других стихотворений, которые передают то же настроение, у Лермонтова нет. У него есть знаменитое стихотворение "Родина", но оно совсем другое – почитайте", – пояснил Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Стилистика стихотворения "Прощай, немытая Россия" не похожа на лермонтовскую, добавил Сергей Шаулов.
По его словам, стилистика стихотворения соответствует скорее 70-м годам XIX века, когда оно и было впервые опубликовано.
«
"Лермонтов мог весьма критично относиться к тому, что вокруг него происходит. Но это стихотворение слишком однозначно, оно не по-лермонтовски однослойно... Оно ближе к стилистике городского умеренного либерализма 60–70-х годов", – считает Шаулов.
Программу Владимира Мединского слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем