В основном – это люди Реджепа Тайипа Эрдогана. Потому что прагматик – понимает, что торг уместен, пока товар актуален. Швеция уже настолько интегрирована в блок, что в какой-то момент там могли решить, что обойдутся и без штампа в паспорте.
Спектакль окончен – базара нет. Парламент Турции ратифицировал заявку Швеции на вступление в НАТО. Сделал это, правда, не под стать долгому ожиданию буднично, без вдохновения и абсолютного большинства. Из 600 депутатов собрались лишь 346, а "за" проголосовали 287. Но поскольку считаются только присутствующие, этого хватило. В основном – это люди Реджепа Тайипа Эрдогана, поэтому стандартное в таких случаях уточнение о том, что юридическую силу решение обретет после того, как президент подпишет соответствующий указ, можно признать простой формальностью.
Он, поди, даже не станет тянуть 15 дней, что отведены на размышления. А смысл? И так больше полутора лет тянул. Если сравнивать с финнами. Хотя все это время мало кто сомневался, что и их соседям он уступит, сколько бы Коранов те ни сожгли. Потому что прагматик – понимает, что торг уместен, пока товар актуален. И дело не в том, что в Швеции вхождение в альянс уже не так популярно – 57 процентов против 68 в июне. Там, если приспичит, на такие мелочи не смотрят. Королевство настолько интегрировано в блок, что в какой-то момент там могли решить, что обойдутся и без штампа в паспорте.
А так турецкий правитель выбил себе у США хоть F-16. Пусть генсек НАТО Йенс Столтенберг и уверял, что это не является частью сделки по приему нового члена, сам Эрдоган предупреждал, что только позитивные сдвиги по поставкам истребителей отразятся на североатлантических перспективах скандинавов. Впрочем, слукавил – не только. Джо Байден ведь обещал ему похлопотать и о предоставлении многомиллиардного кредита от МВФ, что было бы очень в кассу, учитывая хроническое недомогание экономики Турции, лира которой на днях пробила очередной исторический минимум.
К тому же Эрдоганеще пытался увязать вступление Швеции в альянс с присоединением его страны к ЕС. Но как-то без энтузиазма, из чего можно было сделать вывод, что заикнулся он об этом, исходя из принципа "проси больше – дадут сколько тебе надо". К чему он действительно стремился, так это к мировой славе государственного лидера, с которым необходимо считаться. Пожалуй, преуспел. Наверняка же его самолюбию льстило, когда к нему выстраивались в очередь, чтобы склонить к взаимопониманию. Вот премьера Венгрии Виктора Орбана, например, за это же тоже склоняют, но последними словами. Он и остается теперь последним на пути шведов.
И ведь просит всего-ничего – уважения к суверенитету. Будапешт встал в позу из-за того, что Стокгольм "постоянно выказывает моральное превосходство". Сделал это и сейчас. Швеция "не видит оснований для переговоров", через губу ответили в ее МИД на предложение Орбана к коллеге Кристерссону встретиться и все обсудить. Никуда венгры не денутся, не сомневаются скандинавы после турок. Они еще и в ЕС лишение Венгрии права голоса поддержат, ибо достала уже всех со своим особым мнением. В общем, вот такой он – этот 32-й "зуб" НАТО. Вроде новый, а сразу гнилой.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.