Шестого декабря 1590 года царским указом был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Юрьев день, день поминовения святого Георгия Победоносца, 26 ноября по старому стилю, завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ. Крестьяне, уплатившие все долги хозяину земли, за неделю до Юрьева дня и неделю после него могли уйти от старого хозяина.
И вот царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова решил запретить переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда и возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!".
Но самое интересное – в другом: этого указа так и не сыскали в архивах. Нашли самые пустяшные царские распоряжения. А одного из главных документов, который оказал мощное воздействие на экономическое развитие России, так и не обнаружили. Это породило массу споров у историков. И все-таки они почти все сходятся в одном: отмена Юрьева дня была продиктована общегосударственными интересами. Страна большая, но почти незаселенная, рабочих рук не хватало на землях помещиков. А именно их хозяйства составляли экономическую основу страны и обеспечивали оборону России.
Итак, крестьянин был лишен права сходить с земли, что было закреплено Соборным уложением 1649 года, но во всем остальном он оставался совершенно свободным. Закон признавал за ним право на собственность, право на промыслы, право распоряжаться своим имуществом по завещанию. То есть мужик не был ничьей личной собственностью. Он находился примерно в таком же положении, в каком находился до революции рядовой казак. Мужик был подчинен своему помещику, как казак своему атаману. Это был порядок военно-государственной субординации, а не порядок рабства.
И помещики точно также зависели от власти. Ведь поместье давалось только на время службы. Для того, чтобы дворянин мог купить оружие и выставить нужное количество воинов и чтобы во время его службы семья была обеспечена. Переставал служить дворянин – поместье у него отбиралось.
Так что понятие "крепостное право" и "дворянин" в Московской Руси были совсем не тем, чем они стали со времен Петра I. Именно с него начался тот крепостнический строй, который мы знаем по произведениям наших классиков.