ДОВСЕ повторил судьбу подобных документов, подписанных между ними и нами. Они безбожно нарушали соглашения в расчете на нашу порядочность. А когда мы объявляли лимит на наивность исчерпанным, обвиняли нас в разрушении архитектуры безопасности.
Реакция Запада на официальное прекращение участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе напомнила один старый анекдот про дамочку, что, растрепанная вернувшись домой, жалуется мужу на то, что ее обесчестили. "Ты бы хоть лимон съела",– предлагает ей внимательный супруг привести выражение лица в соответствие моменту. Так и эти. Вроде расстроены, но так, что аж из ушей лезет удовлетворение. Теперь, говорят, и у них развязаны руки. Хотя они и прежде давали им волю. ДОВСЕ лишь повторил судьбу подобных документов, подписанных между ними и нами.
Схема одна и та же. Они безбожно нарушали соглашения, иной раз даже не давая чернилам обсохнуть, в расчете на нашу порядочность в следовании букве и духу контрактов. А когда мы объявляли лимит на наивность исчерпанным и приступали к соразмерным действиям, обвиняли нас в разрушении архитектуры безопасности. Мы же не сразу им сказали, что, на кой нам такая архитектура, если в ней нет места России. Вот они и считали, как тот бугай из "Джентльменов удачи", что наше место – "возле параши". Стоило же нам вежливо, как только мы умеем, рекомендовать им "канать отсюда", начинали верещать, что "хулиганы, дескать, их зрения лишают".
И сейчас "охают" да "ахают" по безвременной кончине того, что, по факту, сами же и перечеркнули. "Это разочаровывает. Они не оставили США и нашим союзникам иного выбора, кроме как прекратить и наши обязательства по договору", –предупредили в Белом доме, что теперь-то Соединенные Штаты развернутся в Европе по-настоящему. Хотя именно для таких случаев наш мультяшный волк и изрек хрестоматийное: "Шо, опять?". А ведь для своего времени ДОВСЕ, которому 19 ноября исполнилось бы 33 года, был большим геополитическим событием. Естественным продуктом той самой эпохи, когда они нам обещали не двигаться на Восток, а мы им верили.
Шестнадцать членов НАТО с одной стороны, шесть стран Варшавского договора – с другой условились ограничить все, что стреляет, чтобы проще было контролировать. А потом расклад поменялся на 21 к одному. А потом последовали еще несколько волн расширения альянса, смывшие напрочь основы документа. Так вполне себе ценная бумага стала лишь "лакмусовой". По ней еще можно было сверить идеал с повышенной кислотностью среды обитания, но что-либо изменить – уже нет. Только себя. Чем мы и занялись.
В 2007-м поставили наше участие в этой сделке на паузу, но "оставили дверь открытой для диалога о восстановлении контроля над вооружениями". А они к этой двери продолжали тащить свое конвенциональное железо. Так что теперь – наш выход. Давай, ДОВСЕданья! И это, конечно, совсем не значит, что нам, как тому лакмусу, абсолютно фиолетова их реакция, которая, к слову, оказалась до обидного за них предсказуемой. Просто отныне мы будем танцевать исключительно от собственной печки. Она у нас, если что, мобильная. И вовсе не по щучьему веленью, а по нашему хотенью.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.