Стихотворения Милонова нравились молодому Пушкину. Некоторые черты Михаила Васильевича позднее будут воплощены в "Евгении Онегине", в образе Владимира Ленского. Даже стихи Ленского "Младые дни весны моей" Пушкин взял из элегии Милонова "Падение листьев".
В этот день, ... лет назад
Двадцать девятого октября 1821 скончался поэт Михаил Васильевич Милонов, которого современники называли предшественником Пушкина.
Его отец был небогатым воронежским помещиком. Однако он был весьма образован и состоял в одной из масонских лож, имел обширные связи в Москве и Петербурге. Благодаря чему Милонов-младший в 1803 году был зачислен в престижный Московский университетский благородный пансион, где стал однокашником будущего создателя "Горя от ума".
Милонов закончил учебу блестяще: его имя было записано золотыми буквами на мраморной доске в числе лучших выпускников пансиона. Затем он учился в Московском университете, потом переехал в Петербург, где служил в различных министерствах. Тогда же Милонов стал известен как поэт, автор элегий, сатирических стихотворений. Особой популярностью пользовалась его сатира "К Рубеллию", которую многие восприняли как остроумную сатиру на всесильного графа Аракчеева, впрочем, не совсем справедливую:
Царя коварный льстец, вельможа напыщенный,
В сердечной глубине таящий злобы яд,
Не доблестьми души – пронырством вознесенный,
Ты мещешь на меня с презрением твой взгляд!..
Милонов был дружен со многими знаменитостями своего времени: Жуковским, Гнедичем, князем Вяземским, Мерзляковым, Батюшковым. Однако его карьера в Петербурге продолжалась недолго. В 1818 году Милонову предложили выйти в отставку за "излишнее служение Вакху", как в те времена в дворянских кругах в шутку называли чрезмерное пристрастие к алкоголю. Да и службой он откровенно манкировал.
Князь П.А. Вяземский вспоминал, что однажды в выходной Милонов был назначен дежурным по министерству юстиции и, следовательно, должен был, как часовой, пробыть на месте свои урочные часы. В этот день глава этого ведомства – министр Иван Иванович Дмитриев, известный поэт, отправился гулять пешком по городу. И где-то на перекрестке встречает он пьяного, как всегда, Милонова. Весь служебный педантизм Дмитриева поражен был таким уклонением от чиновнического порядка. Он приказывает ему следовать за ним. Милонов пошел рядом. "Я сказал вам, – говорит Дмитриев, – идти за мною, а не со мною".
И все-таки Дмитриев строго не наказывал своего собрата-поэта. А вот другие начальники не были столь снисходительны к служебной нерадивости Милонова и его вечному пьянству. Эта пагубная привычка поэта, которая свела его в могилу в возрасте 29 лет, нашла свое отражение и в анекдотах.
А.С. Пушкин записал один из них: "Сатирик Милонов пришел однажды к <поэту> Гнедичу пьяный по своему обыкновению, оборванный и растрепанный. Гнедич принялся увещевать его. Растроганный Милонов заплакал и, указывая на небо, сказал: "Там, там найду я награду за все мои страдания..." – "Братец, возразил ему Гнедич, посмотри на себя в зеркало: пустят ли тебя туда?"...
Внешний вид Милонова был весьма своеобразен: "Лицо... умное и чрезвычайно выразительное... Он был светлый блондин, волосы у него были курчавые и никогда не причесанные... В глазах его видна была светлая мысль, а на устах постоянно мелькала грустно-саркастическая улыбка".
Другой его современник вспоминал: "После Кострова ни о ком из писателей не было столько анекдотов. Однажды <Милонов>, идучи по улице, имел несчастие не сохранить равновесия и упал; товарищ хотел поднять его, но он отвечал стихом: земля – моя постель, а небо – мой покров".
Однажды Милонов, увидев вывеску Комиссии составления законов и выдал экспромтом всем известное четверостишие:
Какой тут правды ждать.
В святилище закона!
Закон прибит к столбу,
И на столбе корона...
И вообще, его острого сатирического пера побаивались многие. В этом жанре Милонов считался непревзойденным. Досталось от него и поэту-графоману Хвостову, и издателю Измайлову, и будущему министру народного просвещения князю Ширинскому-Шихматову. Поэт князь Вяземский вспоминал, что одной из сатир Милонов зло задел миролюбивого и простодушного Василия Львовича Пушкина. Ошеломленный неожиданным нападением и чувствительно уязвленный, дядя великого поэта долго не мог опомниться, сетовал на человеческую неблагодарность и жалобно говорил: "Да что же я ему сделал худого? Не позже как на той неделе Милонов вечером пил у меня чай. Никак не мог я подозревать в нем такого коварства".
А лирические стихотворения Милонова нравились молодому Пушкину. Некоторые черты Михаила Васильевича позднее будут воплощены в "Евгении Онегине", в образе Владимира Ленского, "поклонника Канта и поэта". Это подтверждает и тот факт, что стих Ленского "Младые дни весны моей" Пушкин взял из популярной тогда элегии Милонова "Падение листьев".
Ныне творчество Милонова основательно забыто. Да и при жизни его вышел всего один-единственный поэтический сборник. Рукописи остальных произведений навсегда утрачены. Милонов остался лишь в воспоминаниях своих современников.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.