29 октября 1582 года родился царевич, князь углицкий Дмитрий Иванович. Младший сын Ивана Грозного от Марии Федоровны Нагой, шестой или седьмой его жены, а значит, по церковному уставу, незаконной. Поэтому прав на престол у царевича было немного. Однако его загадочная гибель в 1591 году в возрасте 8 лет породила в России огромный политический кризис – Смутное время. Смерть Дмитрия была использована боярами для борьбы с царем Борисом Годуновым и подготовила почву для появления лжедмитриев.
И здесь стоит сказать несколько слов о нравственной основе русской монархии. Как пример: Борис Годунов. Династия Рюриковичей пресеклась, и он бы ее ближайшим родственником. Законность его избрания на царство не подлежит сомнению, как и его выдающиеся государственные способности.Но московская знать во главе с князем Василием Шуйским, будущим царем, нашла верный ход. Они нанесли удар в самую сердцевину русской монархии – в ее нравственную опорную точку. Создали легенду о Борисе Годунове как убийце законного наследника престола. И тень царевича Дмитрия пошла гулять по стране. И в это же самое время в России из-за суровых и продолжительных зим начался великий голод. В народе это воспринималась Божьей карой за то, что они терпят на престоле цареубийцу.
Но это в России. А кто бы, скажем, в Византии или Риме, или в других странах Европы, стал бы волноваться о судьбе ребенка, убитого двадцать лет тому назад? Из ста девяти царствовавших византийских императоров было убито семьдесят четыре. При короновании императора Цимисхия патриарх Полиевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства.
Что касается смерти царевича Дмитрия, после Смутного времени и властями, и церковью была принята официальная версия: Дмитрий погиб от руки наемников Бориса Годунова. Ее повторил Карамзин в "Истории государства Российского". Этой же версии придерживался и Пушкин. Позднее историк Погодин выступил в защиту Годунова. Опираясь на подлинник уголовного дела он доказывал, что смерть царевича – это несчастный случай. С версией Погодина согласились многие историки последующих времен. Однако некоторые криминалисты указывают на то, что ребенок-эпилептик не мог во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони его широко раскрыты. Впрочем, он ведь мог и упасть на нож, который воткнулся в землю. В общем, до истины докопаться весьма сложно. Но факт остается фактом: смерть юного царевича породила Смутное время.