Это была странная кампания. Из тех, после которых приличным людям хочется помыться. Слишком много грязи. Но их главная проблема в том, что вроде и боролись за Польшу деятели с польскими фамилиями, но так, словно решали, под кого ее подложить.
После этих парламентских выборов в Польше появится свой эквивалент выражению "Пиррова победа". Здесь подобную могут объявить "ПИСовой". По сокращенному наименованию партии, которая хоть и заняла верхнюю строчку, но с результатом, едва ли позволяющим ей рассчитывать на удержание власти. Премьер Матеуш Моравецкий, правда, и после экзит-полов бодрился, кичась, что это ему президент поручит формировать кабмин.
Ну, во-первых, это у них порядок такой – за силой, набравшей больше всех голосов, всегда приоритет. Во-вторых, и белые всегда начинают, но не всегда выигрывают. Наконец, Анджей Дуда их человек. Но и Дуде придется сыграть отбой, когда даже он поймет, что это пустая трата времени, поскольку нет никакой возможности натянуть "Право и справедливость" в альянсе с националистами и евроскептиками из "Конфедерации" на большинство.
Еще остается надежда на некий "Третий путь", как назвали себя центристы. Но только если они захотят стать третьими лишними, поскольку у Ярослава Качиньского, "серого" ПИСовского "кардинала", ничего иного им не светит. Так что начнут они свой путь от "Гражданской платформы" Дональда Туска. Вместе с ними и с партией "Левица" тому осталось дождаться своего часа, чтобы, насладившись последними конвульсиями конкурентов, спустя девять лет вернуться в должность. Иначе говоря, на Польшу опускается Тусклый европейский свет. Что соответствует и фамилии, и качеству этого света.
Другое дело, что президент никуда не уходит. У него еще есть два года и бесконечное количество палок, чтобы вставлять их в колеса тех, кто со своей леволиберальной повесткой собирается вернуть аборты, дать волю ЛГБТ и подчинить внутреннее законодательство нормативам ЕС. А новой правящей коалиции при всем ее большинстве не набрать три пятых для преодоления вето. К тому же Дуда не один такой в поле воин. Как пишет Politico, "если оппозиция победит, она будет настолько подавлена судами и институциями, контролируемыми ПиС, что сможет лишь подправить оптику, но не удалить хирургически наросты, созданные "Правом и справедливостью".
Другими словами, выборы прошли, а драка только начинается. Вообще, это была довольно странная избирательная кампания. Из тех, после которых приличным людям хочется помыться. Слишком много грязи. Но даже это – Бог с ней, ибо лишь показатель низкой политической культуры. Их главная проблема в том, что вроде и боролись за Польшу деятели с польскими фамилиями, но так, словно решали, под кого ее подложить. Одни отстаивали статус "любимой жены Вашингтона", иные склоняли к подчинению Брюсселю. И все обзывали друг дружку "полезными идиотами Путина".
Поэтому, как по нам, так это была возня шила с мылом, хрена с редькой и жаб с гадюками, которых как ни скрещивай, а все равно "гиена Европы" получается. Впрочем, позитив в возможной перемене мест все-таки есть. Пока они будут грызть друг друга, они хотя бы отстанут от всех остальных.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.