Шестого августа 1660 года скончался испанский художник Диего Веласкес. Вернее, его полное имя звучит, как это принято у испанцев, гораздо длиннее – Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Самые известные его картины: "Венера перед зеркалом", "Менины" – то есть фрейлины, а также "Пряхи", "Завтрак", "Сдача Бреды", "Портрет инфанты Маргариты" и портреты испанского короля Филиппа IV.
Оно и понятно: Веласкес был придворным живописцем и другом монарха. Мастерская художника находилась прямо в королевском дворце Алькасар. И ключи от нее имелись только у двух человек – Веласкеса и Филиппа. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет позднее напишет, что "в жизни Веласкеса была только одна женщина – его жена, только один друг – король и только одна мастерская – дворец".
Веласкес говорил, что лишь по долгу королевской службы пишет картины. Художник тогда ценился не выше обыкновенного ремесленника. Веласкес предпочитал быть придворным, гофмейстером двора, пожалованный королем высшим рыцарским орденом Сант-Яго. И в наградных бумагах было особо подчеркнуто, что Веласкес – придворный, а никакой не профессиональный живописец. В те времена считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – высокое искусство.
Веласкес заложил основу коллекции мадридского музея Прадо – и не только своими картинами. Во время командировки в Италию он купил множество полотен итальянских мастеров, который и по сей день украшают Прадо. Его любимые художники: Тициан, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто и Веронезе. А сам Веласкес станет учителем Эстебана Мурильо.
Что касается "Венеры перед зеркалом". Картина была написана Веласкесом в Риме: в Испании таких вольностей инквизиция не допустила бы. А чтобы не фраппировать целомудренных испанцев, Веласкес изобразил свою Венеру, в отличие от итальянских, лежащей спиной к зрителю.
А "Менины" считаются одной из самых важных картин в истории искусства. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано, картина Веласкеса представляет собой "теологию живописи". Современные искусствоведы говорят: это "высшее достижение Веласкеса – самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи; возможно, самое глубокое высказывание о ее возможностях из когда-либо сделанных".
Веласкес скончался в Мадриде в возрасте 61 года от лихорадки. Через несколько дней умерла и его супруга Хуана. Их похоронили в мадридской церкви Иоанна Крестителя. Но ни церкви, ни могил сегодня не найти – в 1811 году они были уничтожены солдатами армии Наполеона.