Узнать за 90 секунд

Первые экзамены на право вождения... кобылы

Читать на сайте radiosputnik.ru
27 июля 1901 года в Санкт-Петербурге прошли первые в Российской империи экзамены на право вождения по городским улицам. Их сдавали... извозчики. На курсах их обучали управлению лошадьми, новой таксе, географии столицы с ее окрестностями, азам французского языка, хорошим манерам. Сдали, конечно, не все.
В начале XX века в тогдашней столице насчитывалось почти 55 тысяч извозчиков. Для сравнения: в середине XVIII века, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, их было всего три тысячи.
Тогда же были введены номерные знаки, которые свидетельствовали об уплате извозчиком налога. Каждый год цвет номеров менялся. Был введен и "извощичий билет", который предписывал "В городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться. С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах громко не кричать и не свистеть".
Однако на извозчиков такие внушения мало действовали. Хотя в Москве в конце XIX века их очень быстро привел в чувство обер-полицмейстер Александр Александрович Власовский, из военных. Историк Михаил Михайлович Богословский вспоминал: стон стоял в воздухе от дикого крика и ругани извозчиков. Их ругань славилась в Москве, и существовало даже выражение: "ругаться по-извозчичьи". Особенно шумны были эти орды у вокзалов и у театров при разъездах после спектакля. Еще неукротимее были ломовые извозчики, которые мчались по улицам, грозя раздавить и сокрушить все на своем пути.
Все это сразу же прекратилось по приезде Власовского, начавшего жесточайшим образом подвергать их денежным штрафам или отсидке при полиции. Его знаменитые "приказы" о штрафах ежедневно печатались в газете "Ведомости московской городской полиции". Они были лаконичны, но сильны: "Легковой извозчик номер такой-то слез с козел – штрафу 10 рублей", "Оказал ослушание полиции – штрафу 25 рублей", "Произнес неуместное замечание – штрафу 15 рублей", "Халат рваный – штрафу 5 рублей..."
После этого сразу все стихло. Извозчики смирно и молча сидели на козлах, не смея слезть с них, с унылыми, вытянутыми лицами. Оживленные их голоса и громкая брань замолкли. Был сразу же наведен полный порядок. Еще бы! Штрафы-то были огромными! Это лихач на тройке мог зарабатывать по сто и более рублей в месяц. Для простых же "ванек" на крестьянских лошадках штрафы иногда превышали его месячный заработок. Незаконным извозом тогда не занимались: попался – лошадь конфискуют.
Обсудить
Рекомендуем