Сказано в эфире
"Темная материя". Историк о действиях Сталина в 1941-м

Историк Артамонов: на решения Сталина перед войной мог влиять фактор тайной дипломатии

Читать на сайте radiosputnik.ru
В День памяти и скорби историк, профессор кафедры истории России МПГУ Герман Артамонов рассказал в эфире радио Sputnik об одной из загадок, связанных с началом Великой Отечественной войны.
Нейросеть нарисовала иллюстрации к песне "Священная война"
Весной 1941 года высшее руководство СССР не сомневалось в том, что война с Германией начнется со дня на день, уверен профессор кафедры истории России МПГУ Герман Артамонов.
«
""Гениальная" разведка Сталину докладывает, а этот "наивный" человек никому не верит – это миф. И разведка докладывала, и Сталин отнюдь не был наивным человеком. Уже введены в научный оборот факты, свидетельствующие о том, что он не сомневался: война на носу. В мае 1941 года он провел встречу с выпускниками военных академий. Речь его была секретной, но сохранились воспоминания тех, кто ее слышал, и их рассказы об основном содержании речи совпадают: война на пороге, война уже завтра, вы направляетесь в части, и вы будете теми офицерами, которым предстоит обеспечить нашу победу, вам придется воевать с немцами. Он говорил это в мае", – отметил Герман Артамонов в эфире радио Sputnik.
В то же время мобилизация в стране объявлена не была, продолжил историк.
«
"Возникает вопрос, почему не была объявлена мобилизация. Под видом военных сборов было мобилизовано всего 800 тысяч человек, этого было недостаточно. Кроме того, одна из основных задач мобилизации состояла в изъятии из народного хозяйства автомобилей и тракторов, чтобы обеспечить мобильность дивизий. Ведь по количеству дивизий мы имели превосходство: у немцев их было 150, а у нас – 198. Но немцы сосредоточили на границе в маршевой доступности одного дня 100 дивизий. А наших дивизий на линии фронта было всего 40. А второй эшелон находился в ста километрах. И поскольку мобилизация не была объявлена и у них не было автомобильной техники, они могли подтянуться к границе только за два-три дня. Когда эти дни прошли, поздно было приходить на помощь, все 40 дивизий уже были раздавлены", – сказал Герман Артамонов.
По его мнению, глава советского правительства, секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин учитывал какое-то еще, неизвестное современным историкам обстоятельство.
«
"С одной стороны, он понимал, что война неизбежна, с другой стороны, вел себя так, словно у него были гарантии, что основную проблему – нехватку времени на подготовку к войне – решить удастся. Почему он был уверен, что это время нам дадут? У меня такое ощущение, что мы не знаем всех факторов и тайной дипломатии, которая накануне войны велась. Понятно, что Гитлер и немецкое руководство не могли быть гарантами. А кто мог? Я думаю, что все-таки какие-то политические или финансовые институты, ведь уже и контуры Лиги Нации действовали, и контуры новой объединенной цивилизации уже обозначались. Просто это могли быть не первые лица, не обязательно руководители государств… Это поле для гипотез. Знаете, как физики, которым не хватает чего-то для объяснения процессов во вселенной, и они предполагают, что есть темная материя", – пояснил Герман Артамонов.
Акция "Линия памяти" прошла в Парке имени Горького в Москве
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем