Спустя 74 года после выхода антиутопии Джорджа Оруэлла евродепутаты представили общественности свое "дитя" – закон об искусственном интеллекте, который может изменить жизнь на континенте-родине "всех прав и свобод" до неузнаваемости.
Добро – всегда стремительно и неожиданно, а вот гадости и коварство готовятся долго и тщательно. Европарламент работал над законопроектом и его параграфами несколько лет, и даже в принятом виде вызывает, как отмечают два еврокомиссара, отвечавшие за его подготовку, "ряд вопросов". Будет полезно взглянуть, что это за вопросы.
Объединенная Европа – колыбель (как она сама себя называет) "личных прав и свобод личности", если судить по тексту документа, намерена дать значительно больше полномочий правоохранителям в том, что касается распознавания лиц. И не просто лиц, а главным образом тех, кто часто появляется на манифестациях. Хотя сама Еврокомиссия утверждала, что такого "не будет, потому что такого не будет никогда", но в определенный момент (угроза терроризма или опасность уличных волнений) это распознавание может быть юридически использовано. Как именно и кто будет определять все эти угрозы и опасности, в чьи прерогативы такие действия будут входить, тоже неясно.
Еврокомиссары Тьерри Бретон и Маргрет Вестагер отвечают, что каждая страна, входящая в сообщество "цветущего сада" (авторское право на выражение принадлежит Жозепу Боррелю), должна будет обсуждать и решать это сама.
Каждый юрист и даже студент факультета права на это заметит, что любая лакуна в законе чаще всего приводит к злоупотреблениям – не со стороны тех, кого в данном случае будут "распознавать по лицу", а со стороны тех, кто будет это делать.
Механизм введения режима ЧС теми, кто в Европе принадлежит к исполнительной ветви власти, практически всегда одобряется теми, кто работает законодателями. Весь мир видел, как общеевропейцы сидели, запертые в домах, хотя, как выясняется сегодня, таких строгих рестрикций для преодоления пандемии не требовалось. Требовалось всего лишь наличие медперсонала, свободных коек, развернутых больниц с соответствующим оборудованием, и чтобы еще были врачи-инфекционисты, разбирающиеся в предмете.
Но поскольку, по мнению евробюрократов, в "цветущем саду" не могло быть массовых заражений (в Эдеме не бывает эпидемий, на то он и Эдем), то койки в инфекционных отделениях были сокращены, как, собственно, и медработники, занимавшиеся пациентами.
На самом деле власти не столько берегли подведомственный им социум от заражения, сколько прикрывали собственные многолетние управленческие провалы. Операция "запереть в домах под видом заботы и защиты" прошла на ура.
Нет ни малейшего сомнения, что искусственный интеллект, поставленный на службу тем, кто в Европе (и особенно в нынешней ситуации рецессии и ее последствий) должен будет прибегать к защите власти, население воспримет с тем же энтузиазмом. Просто сейчас будут оберегать, например, от "русских и русской угрозы нападения" на "райский сад".
Так что "Большой Брат" сумеет не просто слышать, что говорят, но и видеть лица тех, кто фрондирует против генеральной линии. Ну а дальнейшее – дело юридической техники и толкования закона. Добро пожаловать в новый прекрасный полицейский мир, объединенная Европа!
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.