12 июня 1917 года идеолог анархизма князь Петр Алексеевич Кропоткин с триумфом вернулся в Россию из эмиграции. Это не удивительно: в те смутные, революционные времена анархистов было ничуть не меньше, чем социал-демократов. Петр Алексеевич по праву может считаться последним энциклопедистом – он разбирался во многих отраслях знаний, хотя не все его идеи были поняты современниками. Среди прочего, он был специалистом по ледниковому периоду и ввел в научный оборот термин "вечная мерзлота".
Кропоткин стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность – двигатели прогресса.
Он считал, что естественным качеством человека является альтруизм, то есть любовь к другим людям, умение сочувствовать им, помогать. Однако эти лучшие качества, по мнению Кропоткина, подавляются государством, которое основано на насилии. Общительность, справедливость и самопожертвование – вот краеугольные камни общественного прогресса, согласно Кропоткину. Когда они разовьются в достаточной мере, аппарат насилия в лице государства будет не нужен. Люди станут регулировать свою жизнь на основе нравственных норм.
Но при этом Кропоткин считал, что надо деятельно приближать наступление такого будущего, а не сидеть и ждать, когда оно наступит. Люди сами творят свою историю, говорил Кропоткин, и призывал активно участвовать в революционной борьбе. "Свобода – не именинный подарок. Ее нужно взять, даром она никому не дается". "Прав не дают, их берут!".
Сам Кропоткин был человеком невероятной честности и принципиальности. Когда Керенский предложил ему пост министра во Временном правительстве, он ответил: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным". Когда же Ленин предложил издать его собрание сочинений, Кропоткин сказал: "Только не в государственном издательстве"».
Оскар Уайльд, посвятивший Кропоткину сказку "Счастливый принц", говорил о нем, что это "белый Христос, идущий из России".
Кропоткина можно назвать неисправимым оптимистом, который верил в возможность человека самосовершенствоваться. Но люди, как показывает история, не меняются. Да и бунт, как известно, всегда бессмыслен и беспощаден.