Сказано в эфире
Александр II: реформатор-фаталист

Председатель РВИО Мединский: реформы Александра II сильно запоздали

Читать на сайте radiosputnik.ru
Об эпохе и личности императора Александра II рассказал в эфире радио Sputnik председатель РВИО Владимир Мединский.
"Это была плохая сделка". Мединский о продаже Россией Аляски
Из всех масштабных реформ эпохи Александра II в общественной памяти осталась главным образом отмена крепостного права. Между тем, реформы прошли практически во всех сферах общественной жизни – судебная реформа (1863), реформа образования (1864), земская реформа (1864), военная реформа (1874).
О реформах Александра II рассказал доктор исторических наук, профессор, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский.
«
"Реформы Александра II шли примерно первые 10–15 лет его правления. Практически с завершением военной реформы и переходом на всеобщую воинскую повинность серьезные реформы прекратились. Дальше были предложения разного рода, попытки проведения реформы, в результате которой появились бы органы представительной власти. Иногда это называют "конституцией Лорис-Меликова", иногда – "конституционным законопроектом великого князя Константина Николаевича". Но, конечно, это не была конституция, хотя слово это витало в воздухе. И сам Александр II часто говорил, обращаясь к сыновьям, главным образом ко второму сыну, будущему императору Александру III, что "так постепенно мы придем к конституции"", – сказал Владимир Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Конечно, по масштабу преобразований и их влиянию на экономическую, общественную жизнь отмена крепостного права стоит особняком.
«
"И Александр (Первый) – убежденный противник крепостного права ничего не решился сделать. И Николай (Первый) собирал десять секретных комитетов, рассматривались самые разные варианты – и ничего не решился сделать, даже государственных крестьян не отпустил с землей. Решился только Александр II. Была ли реформа запоздалой? Безусловно, очень запоздалой. Можно ли было сделать ее лучше? Конечно, можно было, если бы знать последствия, ведь мы всегда сильны задним умом. Но никто кроме Александра на это не решился", – подчеркнул глава РВИО.
Перемены повлекли за собой в виде следствия резкий взлет популярности разного рода радикальных группировок, в том числе угрожавших жизни императора.
Что помогало императору сохранять хотя бы видимость спокойствия в такой обстановке?
«
"Царь – помазанник Божий, это божий выбор, а смерть – это такой же божий выбор. Конечно, на Бога надейся, а сам не плошай, меры по безопасности государя предпринимаются. Но в том случае, когда монарх искренне верит в божественное происхождение власти и в то, что он отвечает за эту землю и за этот народ перед Богом – если будет плохо править, будет в аду гореть – одним из следствий такого отношения к своей судьбе и к своей власти является полный фатализм. Вы настаиваете, чтобы я ездил с охраной, хотя отец никогда не ездил с охраной, Николай просто гулял по Петербургу в одиночестве, с собачкой – ладно, буду ездить с охраной. Но все равно, если Господь решит – спасет, нет – мне не жить", – так, по словам главы РВИО, можно представить примерный ход мыслей Александра II.
Эфир программы Владимира Мединского слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем