Про "попаданцев" писали Марк Твен, Эдмонд Гамильтон, братья Стругацкие и многие другие классики литературы. Так почему сюжеты о "наших там" до сих пор считаются чем-то низким? И что почти убило жанр чистой альтернативной истории? Который, несмотря ни на что, имеет миллионы поклонников. Что же привлекает читателей и как писатели реализуют преимущества такой повествовательной формы? И ждать ли ренессанса "попаданчества"?
Дискуссия об истории, культуре и литературе – в авторской программе Анатолия Вассермана на радио Sputnik.
Алексей Махров: на мой взгляд, так называемая чистая альтернатива истории в фантастике умерла. Чистая альтернатива сейчас интересна только узкому кругу преданных последователей. Почти 90 процентов книг в жанре чистой альтернативы, которые мне попадались, представляли собой некие детективы, где действия происходили через сто, а то и 200-300лет после так называемой точки бифуркации, и саму точку бифуркации авторы никогда не рассматривали, все ее вкусности не обсасывали.
Алексей Махров: у адекватного автора главный герой – это средний читатель. Человеку очень легко себя ассоциировать с таким персонажем. Времена, когда отправляли "попаданцами", например, мастера спорта майора Чингачгука, причем майора спецназа, и он одной левой рукой всех врагов укладывал, а правой рукой укладывал противоположный пол, прошли. "Попаданцы" стали более народными. Поэтому читателю стало интереснее, он видит на месте главного героя себя, и ему интересно следить за перипетиями сюжета. И сейчас адекватные авторы отправляют героев без глубоких знаний истории.
Алексей Махров: я практически во всех своих книгах намекаю на то, что есть какой-то высший разум, который всем управляет. Я в соавторстве с Романом Злотниковым писал цикл романов под общим названием "Разговор с вождем", и там конкретного человека закидывают куда-то в 1941 год и перекидывают назад, как только его убивают. Он возвращается в изменившийся мир, где делает какие-то свои выводы, снова отправляется в прошлое. И везде практически жирными намеками говорится, что его ведет какая-то высшая сила доброжелательная. И как только он исполняет свой долг, переделывает историю, то эта сила перестает работать. Я верю, что какая-то высшая сила есть, и на основе этого я пишу свои книги.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.