17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста родился художник Михаил Александрович Врубель.
После окончания Академии художеств он уехал в Киев, где участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века и росписи Владимирского собора. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого станет ключевым в его творчестве. Однако сделанные им эскизы росписи Владимирского собора "Надгробный плач" и "Ангел с кадилом и свечой" были отвергнуты комиссией как неканонические.
Характеризуя художника и его творчество, Петров-Водкин позднее скажет: "Врубель был нашей эпохой". И действительно! Творчество Врубеля – одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа. Таковы его полотна: "Хождение по водам", "Портрет жены художника", "Пан", "Царевна-Лебедь" и, конечно же, знаменитый "Демон".
Однако напряженная работа подорвала и без того слабое здоровье Врубеля. Последние годы жизни он постоянно лечился в психиатрических клиниках.
И, тем не менее, Врубель – одна из главных фигур русского модерна и символизма. Он стал понятен публике и критикам лишь тогда, когда как художник уже перестал существовать. Искусствовед Игорь Грабарь считал, что Врубель "в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставил и последователей".
Блок на похоронах художника в 1910 году скажет: "Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не увидим".