Стало известно, что обещанные президентом Макроном сроки полного восстановления знаменитого памятника архитектуры и главной католической святыни страны сдвинуты. В лучшем случае собор Парижской богоматери откроют в декабре будущего года.
Для верующих – трагедия, для всего мира – последняя допандемийная драма планетарного масштаба. В огне пожара в прямом эфире плавились витражи, горела кровля, разваливался и падал шпиль. Нотр-Дам погибал, и лишь невероятное мужество пожарных, принимавших в адских условиях и, что важно, без созвонов с властями, сложнейшие решения, помогло спасти кафедральный собор от полного разрушения.
Президент Макрон, поспешивший на место происшествия, придал лицу соответствующее моменту скорбное выражение и провозгласил, что Нотр-Дам "будет восстановлен. Через пять лет. К моменту, когда Париж станет столицей летней Олимпиады".
Сейчас объявлено, что восстановлен собор к Играм если и будет, то очень частично, а вообще реставрационные работы займут "гораздо больше времени, чем планировалось вначале". Ну естественно, кто бы мог сомневаться!
Выяснилось, что политика, когда руками работают в Азии, а прибыль получают в Европе, привела к тому, что не хватает квалифицированных кровельщиков, что ремесленники, делающие витражи, практически исчезли, за исключением пары-тройки мастерских, что столяры и плотники – профессии хоть и почетные, но малооплачиваемые, и найти тех, кто готов трудиться за скудные деньги, очень сложно.
Короче, Франция – не как государство, власть, Макрон & Co, а как нация, вроде бы и спаянная общими идеалами, оказалась практически не способной совершить подвиг бескорыстия и самопожертвования для восстановления собственной же святыни. Нелишним тут будет заметить и то, что деньги (а это больше 800 миллионов евро), стране присылал в буквальном смысле весь мир.
Вот такая образовалась загогулина на сугубо французский же манер – получить собор хочется, но как это сделать так, чтобы не пачкать свои белые французские ручки, не знает никто. Взамен предлагают устроить "иммерсивную выставку" хода реставрации (sic!) и провести богослужение в центральном нефе (re-sic!). Если, конечно, неф сумеют восстановить.
Франция страшно гордится и при любом удобном случае напоминает, что она – "колыбель идеалов Европы", то есть всего самого прекрасного, прогрессивного и демократического. На деле же выяснилось, что когда нужно эти духоподъемные слова подтвердить на практике, ораторы, потупив глаза, прикидываются ветошью, кивая на сложности с "логистикой, наймом персонала и иными сложностями".
Франция не сумела ни сберечь сокровище, принадлежащее всему миру, ни восстановить его вовремя, ни даже вспомнить, что иногда долги прошлому приходится отдавать. И несоблюдение сроков восстановления Нотр-Дама стало символом морального банкротства когда-то ведь действительно прекрасной страны.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.