Беседу о личности автора знаменитой триады "Православие, Самодержавие и Народность" – графа Сергея Уварова – продолжили в эфире радио Sputnik председатель РВИО Владимир Мединский и кандидат исторических наук Сергей Рыбаков.
Эпоха, когда министерство народного просвещения Российской империи возглавлял граф Сергей Семенович Уваров (с 1833 по 1849 год) остается предметом горячих споров историков.
Кем был автор знаменитой идейной триады "Православие, Самодержавие и Народность" – реакционером и чуть ли не врагом просвещения или человеком, предвосхитившим крайне важные для России духовные тенденции?
Разговор на эту тему продолжили в эфире радио Sputnik доктор исторических наук, профессор, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский и кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД РФ Сергей Рыбаков.
Уваров был человеком с удивительно широким, особенно для своего времени, кругозором, отметил Владимир Мединский. Он был глубоким знатоком не только античности, но и стран Востока.
«
"Уваров увлекался Востоком не только из каких-то идеалистических соображений, но и из соображений прагматических. Будучи министром, членом правительства, сенатором впоследствии, членом государственного совета, Уваров видел в Востоке перспективы развития для России. Он, кстати, был одним из первых, кто высказывался о грядущем упадке Европы, говорил, что европейская цивилизация заходит в тупик – и развитие свое, и интересы Россия должна в первую очередь черпать и искать, ориентируясь на Восток, в сторону Китая, Средней Азии, Индии, Японии и прочих стран. Тогда эти идеи Уварова звучали очень странно, а сейчас – очень интересно и актуально", – такое мнение высказал Владимир Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Обоснование своей знаменитой идейной триады "Самодержавие, Православие, Народность" Уваров мог разрабатывать в том числе с учетом идей современных ему европейских философов, считает Сергей Рыбаков. Впрочем, это не дает оснований сомневаться в его авторстве – многие идеи, что называется, витали в воздухе.
«
"Уваров вполне мог использовать труды Канта, Гегеля и других – то, что называется немецкая классическая философия, при создании триады "Самодержавие, Православие, Народность"... Люди того времени читали эти труды, это у них вызывало неподдельный интерес. Поэтому я не удивляюсь, что в ту эпоху могли обращаться к немецкой классической философии. Тем более что одно дело – наследие Великой французской революции и совершенно другое дело, как у Блока, "сумрачный германский гений"", – пояснил историк.
Трудно согласиться с теми, кто называет идеи графа Уварова "казенным патриотизмом", считает он.
«
"Я бы не называл триаду Уварова "казенной теорией"... В разные эпохи, когда перед народом вставала необходимость защиты Родины, то он не раздумывал, а шел, защищал страну и отдавал свою жизнь. Это, возможно, изначально было в его характере", – добавил Сергей Рыбаков.
Мнение о "зверствах цензуры при Уварове" очень сильно преувеличено, полагает Владимир Мединский.
«
"По сложившемуся тогда порядку за цензуру отвечало министерство просвещения. Но отвечало оно за цензуру настолько плохо и действовало так безынициативно, что Бенкендорф, например, (граф Александр Христофорович Бенкендорф, шеф жандармов), который с самого начала был большим симпатизантом Уварова и в своих регулярных записках на имя государя отмечал, насколько Уваров блестяще образован, как он хорошо справляется, как много он успел сделать, со временем в силу должности начинал относится к Уварову все более и более негативно. Он считал, что Уваров в своем министерстве "забалтывает" политику Николая I, что министерство действует не только без ревности, а по сути саботирует цензурные ограничения. Ведь Уваров за все свое время, за 16 лет, закрыл два средства массовой информации в России", – отметил председатель РВИО.
Эфир программы Владимира Мединского слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.