23 февраля 1879 года родился Казимир Северинович Малевич, автор картины "Черный квадрат", которую позднее назовут "иконой" мирового авангарда. По замыслу художника, "Черный квадрат" воплощал в себе идею новой духовности и являлся своего рода символом новой религии. По сути, это новый живописный язык. Малевич говорил: у языка есть своя азбука. "Черный квадрат" и есть главный знак этой азбуки – "Нуль форм". Квадрат – это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета. Это было полное отрицание старого искусства. Картина–манифест.
Кстати, у Малевича был яркий предшественник – французский писатель-юморист Альфонс Алле. В 1882 году он написал картину "Битва негров в пещере глубокой ночью", представлявшее собой черное полотно, близкое по форме к квадрату. А через год Алле представил картину "Черный почти квадрат", белое полотно "Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору", а потом красную картину – "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами". Возможно, полотно Малевича является неким диалогом с произведениями Алле, а, может, отчасти и плагиатом.
А ведь до Малевича и его "Черного квадрата" существовал совсем другой язык живописи, придуманный еще в начале XIV века великим итальянским живописцем Джотто. Это – перспектива, объем и эмоциональная выразительность. Этот живописный язык стал основой всего позднейшего искусства.
Художник и теоретик искусства Александр Николаевич Бенуа выступил с резкой критикой "Черного квадрата". Он пророчески сказал всего за год до революции: это не просто шутка или вызов, это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.
После революции один "Черных квадратов" Малевича был повешен в Третьяковской галерее вверх ногами. И лишь спустя некоторое время кто-то заметил на полотне замазанную художником перевернутую надпись.