Каких специалистов сейчас остро не хватает? Как изменилась картина за последние месяцы? Действительно ли кадровый дефицит связан с антироссийскими санкциями? Как замотивировать абитуриентов получать "дефицитные" профессии? Как сказался на рынке труда уход иностранных компаний? Что произошло с сотрудниками? И какие перемены произошли в IT-индустрии? Ответы на эти и другие вопросы в программе "Лосева. Все будет ru".
Дмитрий Платыгин: для меня основной результат этого года заключается в том, что рынок устоял, проявил адаптивность и гибкость вслед за экономикой. Мы видим показатели, которые никто не ожидал в начале весны, например, самый низкий уровень безработицы. Мы видим очень высокую численность занятого населения год к году, по показателям в октябре-ноябре численность занятых в 2022 году была выше, чем в 2021 году. Поэтому показатели рынка труда в целом стабильны, и в ближайшем будущем ничего потрясений на рынке не сулит.
Екатерина Папченкова: общая экономическая напряженность, безусловно, повлияла на отток кадров, и экономические условия для компаний стали хуже, соответственно, работники голосуют ногами в отдельных отраслях. Некоторые компании остались работать на дистанционке, некоторые переструктурировались и открыли бизнес за рубежом, перевезли туда офис.
Дмитрий Платыгин: сложно из официанта сделать высококвалифицированного программиста, таких быстрых способов не бывает, но соответствующие программы есть в отношении рабочих профессий. Такое обучение, например, проводит служба занятости населения и обучения безработных, когда выявляются запросы работодателей и не только в разрезе профессий, но и в разрезе компетенций, которые нужны, и безработные направляются на соответствующие программы с обеспечением последующего трудоустройства. Есть еще программа, которая начала работать в прошлом году – финансирование обучения работников промышленных предприятий, которые находятся под риском увольнения. В основном это было связано с перестройкой производственных процессов и бизнес-процессов, адаптировании новых технологий и оборудования. И в этом смысле государство финансировало переобучение работников под применение новых технологий. Таким образом быстро наращивались какие-то компетенции, которые будут позволять работникам осваивать новые технологии.
Екатерина Папченкова: удаленка – это абсолютно позитивный тренд, который учитывает психологию поколения Z. Потому что если более старшему поколению было сложно перестроиться, то молодые кадры привыкли работать и в мессенджерах и быть на связи 24/7, поэтому удаленка для них более приемлемая и удобная форма занятости. Один из побочных плюсов – это возможность для матерей совмещать удаленную работу с воспитанием детей, потому что это существенно облегчает задачу и освобождает время. И как побочный фактор – это влияет на демографию. Возможно, это далеко идущий вывод, но такое есть.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.