Сказано в эфире

Граф Румянцев-Задунайский – отец российской военной доктрины

Читать на сайте radiosputnik.ru
Успехи Румянцева вызывали восхищение современников. Екатерина II в письме к Вольтеру писала: "Граф Румянцев мне доносит, что, подобно древним римлянам, моя армия не спрашивает: сколько неприятелей, но только – где они?"
Ушаков: адмирал, не проигравший ни одного сражения
В этот день, ... лет назад
Девятнадцатого декабря 1796 года скончался прославленный полководец граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский.
Карьера будущего генерал-фельдмаршала началась весьма плачевно. В 14 лет он был определен на службу в дипломатическую миссию в Берлине, где пустился во все тяжкие. За что спустя год был отчислен от посольства с формулировкой "за мотовство, леность и забиячество". Румянцева определили в Рыцарскую академию в Петербурге. Так поначалу назывался Кадетский корпус, который был известен строгой дисциплиной.
После учебы Румянцев отличился во время русско-шведской войны 1741–1743 годов, быстро получил чин полковника. Но вне службы по-прежнему вел развеселую и разудалую жизнь, чем очень огорчал своего родителя и даже императрицу Елизавету Петровну. Впрочем, надо сказать, что после смерти отца Румянцев остепенился. Видимо, повзрослел.
Первой большой победы он добился в Семилетнюю войну, когда в 1757 году его корпус решил исход сражения с прусской армией при Гросс-Егерсдорфе. А битва при Кунерсдорфе в августе 1759 года выдвинула Румянцева в число лучших командиров русской армии. Его дивизия располагалась в центре русских позиций и стала одним из главных объектов атаки прусских войск. Однако солдаты Румянцева, несмотря на сильный артиллерийский обстрел и натиск тяжелой кавалерии Зейдлица, отбили многочисленные атаки и сами перешли в штыковую контратаку, которую Румянцев возглавил лично. Этот удар стал окончательным поражением Фридриха II, его армия стала отступать, а потом и вовсе обратилась в повальное бегство. Из всего войска прусский король после боя сумел собрать только три тысячи деморализованных солдат. Общие потери его армии составили почти 26 тысяч из 48-ми. Потери русских и австрийцев – 16 с половиной тысяч из 59-ти. После Кунерсдорфского сражения Фридрих II говорил своим генералам: "Остерегайтесь, сколь возможно, этой собаки – Румянцева, прочие для нас не опасны"...
Фридрих II во время Семилетней войны. Иллюстрация к книге "История Фридриха Великого"
Фридриху II пришлось оголить путь на Берлин, чем воспользовались русские войска и цесарцы: в октябре 1760 года они совершили рейд на прусскую столицу.
А в 1761 году генерал Румянцев взял неприступную, как считалось, крепость Кольберг. После этого казалось, что окончательное поражение Пруссии неизбежно. Фридрих уже намеревался передать трон племяннику и отравиться. Но смерть императрицы Елизаветы Петровны в декабре 1761 года смешала все карты. На смену ей пришел Петр III, с детства бывший почитателем военных и прочих талантов Фридриха II. Он предложил прусскому королю военный союз против его врагов, а в качестве первой совместной акции – войну против Дании. Похоже, Петр забыл, что он – всероссийский император. Но зато помнил, что он сын Гольштейн-Готторпского герцога. И цель у этой войны была ничтожной для огромной империи: вернуть Гольштейну Шлезвиг, завоеванный Данией. Во главе русской армии император намеревался поставить Румянцева. Кстати, недовольство этой войной в русском обществе и в гвардии и стало одним из главных поводов для свержения Петра III...
Семилетняя война (1756-1763 годы). Репродукция "Взятие крепости Кольберг".
В 1764 году императрица Екатерина II назначила Румянцева генерал-губернатором Малороссии. Он провел перепись населения. При нем малороссийские крестьяне впервые начали выращивать картофель.
А взлет полководческого гения Румянцева пришелся на русско-турецкую войну 1768–1774 годов. Он наголову разбил османов в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. Причем в Кагульском сражении 17-ти тысячам солдат Румянцева противостояли 150 тысяч турок. Однако победа Румянцева была полной и безоговорочной. По подсчетам, в сражении при Кагуле турки потеряли никак не меньше 20 000 человек, почти всю артиллерию и обоз, русские потери едва превысили 900 человек.
Специалисты отмечают, что Румянцев умело и талантливо управлял войсками. Он первым отказался от европейской рутинной кордонной системы – использовал каре в сочетании с рассыпным строем, одним из первых стал активно вводить в ходе сражения тактические резервы. Он по праву считается основоположником российской военной доктрины.
Эти новшества получат развитие у Суворова, а позднее у Наполеона. И главное, что отличает и Суворова, и Румянцева и того же Наполеона от прочих многочисленных военачальников: они знали и ценили своих солдат. Суворов позднее восхищался: "Румянцев знал не только число своего войска, но и имена солдат. Чрез десять лет после Кагульского сражения узнал он в городе Орле сторожа, служившего на той славной битве рядовым; остановил его, назвал по имени и поцеловал"...
Фельдмаршальский жезл графа П.А. Румянцева-Задунайского. Золото, эмаль, бриллианты. 1774 год. Алмазный фонд СССР.
Успехи Румянцева вызывали восхищение современников. Екатерина II в письме к Вольтеру писала: "Граф Румянцев мне доносит, что, подобно древним римлянам, моя армия не спрашивает: сколько неприятелей, но только – где они?"
В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Он включал следующие пункты: Россия получала право держать военный флот в Черном море и свободно проходить через черноморские проливы. Россия получила в Османской империи такие же торговые привилегии, какие были у Британии и Франции. И главное – Крым стал независим от Порты.
Слава о Кагульской победе гремела и по всей Европе. Когда в 1776 году граф Румянцев сопровождал цесаревича Павла Петровича во время визита в Берлин, по приказу короля Фридриха II все генералы и офицеры его штаба явились к Румянцеву со шляпами в руках "с почтением и поздравлением". В честь русского полководца в Потсдаме были проведены маневры, изображавшие Кагульское сражение. По их окончании Фридрих II возложил на Румянцева орден Черного орла... А ведь помнится, когда-то, во время Семилетней войны, он честил нашего полководца всякими нехорошими словами...
Конечно, не все было так безоблачно в жизни графа Румянцева, как может показаться на первый взгляд. Например, у него были достаточно сложные взаимоотношения с князем Потемкиным, хотя они и отдавали друг другу должное. Это долгая история, причем каждый из них был по-своему прав. А значит, и оба по-своему виноваты.
На войне Румянцев был непритязателен, довольствовался малым, вел жизнь простого солдата. Лишь в качестве генерал-губернатора Малороссии он вынужденно окружал себя подобающими должности пышностью и великолепием.
Императрица Екатерина II, посетив Киев во время своего знаменитого путешествия в Крым, осталась недовольна видом запущенных зданий и плохо вымощенных улиц. Она сделала замечание Румянцеву. Тот, не задумываясь, ответил:
– Мое дело брать города, а не строить их, а еще менее – их украшать.
Императрица, немного подумав, согласилась: "Вы правы. Продолжайте брать города, а мое дело будет их строить"…
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Теофиль Готье писал о России совсем не так, как Астольф де Кюстин
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем