Сказано в эфире

"Россию надо подморозить": Победоносцев и его "совиные крыла"

Читать на сайте radiosputnik.ru
В молодости Победоносцев был сторонником либеральных идей, а в зрелом возрасте стал консерватором. Он был против резких перемен и считал, что реформы нужно проводить медленно. Победоносцев любил повторять: "Россию надо подморозить, чтобы она не протухла".
За что Пушкин невзлюбил генерал-губернатора Новороссии Воронцова?
В этот день, ... лет назад
Тридцатого ноября 1827 года родился Константин Петрович Победоносцев. Правовед, профессор, историк церкви, обер-прокурор Синода. Его называли "серым кардиналом" правительства Александра III.
Его отец Петр Васильевич был профессором словесности и литературы Московского университета. В этом же университете и сам Константин Петрович станет в 1860 году профессором гражданского права. А уже через год он будет преподавать законоведение наследнику престола – рано умершему цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну Александра II. Победоносцев пользовался доверием и уважением императора Александра III, а позднее и его сына Николая II.
В молодости Победоносцев был сторонником либеральных идей. А в зрелом возрасте стал мыслителем консервативно-охранительного направления. Он был против резких общественно-политических перемен и считал, что для благоденствия России реформы нужно проводить медленно. Победоносцев любил повторять: "Россию надо подморозить, чтобы она не протухла". Он также критиковал принципы государственного устройства стран Европы, а парламентаризм и вовсе называл "великой ложью нашего времени". Всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов и понижают нравственный и умственный уровень правящего класса.
В 1880 году Победоносцев был назначен на должность обер-прокурора Святейшего Синода. Левая российская общественность, конечно же, вовсю критиковала и ругала его деятельность на этом посту. Но это еще полбеды! Их более молодые и экзальтированные "последыши" и вовсе устроили охоту на обер-прокурора Синода – в него даже стреляли. Причем на "дело" специально посылали несовершеннолетних, чтобы потом свои, прикормленные адвокаты "отмазали" бы этих юнцов от смертной казни.
Например, план убийства Победоносцева, разработанный боевиками-эсерами. Его должен был совершить психически нездоровый "товарищ" по партии, некто Григорьев. К счастью, он из-за своей неуравновешенности так и не смог бросить бомбу.
И при этом вся эта мразь, все эти террористы публично выступали против террора! Когда в 1881 году после покушения скончался президент США Джеймс Гарфилд, боевики из "Народной воли", убившие за 4 месяца до этого императора Александра II, написали гневное послание: "Выражая американскому народу глубокое соболезнование по случаю смерти президента Джеймса Авраама Гарфильда, Исполнительный Комитет считает долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий... В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, политическое убийство есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия"...
В общем, террористы-народовольцы запутались в показаниях. Недаром среди них было так много душевнобольных... Да и сама эта "Народная воля" (так и хочется спросить: какого народа?) сильно смахивает на ОПГ: паханы, смотрящие, "ребята на подхвате", боевики.
Победоносцев дружил с консерватором Михаилом Никифоровичем Катковым, редактором "Московский ведомостей", и с Федором Михайловичем Достоевским. Константин Петрович сразу после смерти великого писателя написал наследнику престола цесаревичу Александру Александровичу – будущему Александру III: "Вчера вечером скончался Ф.М. Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его. Но смерть его – большая потеря и для России. В среде литераторов он, – едва ли не один, – был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико и благодетельно".
Обер-прокурор Синода играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном вопросе. И хотя либерально и радикально ориентированное общество клеймило Победоносцева как обскуранта, он сделал для распространения грамотности в народе, вероятно, больше, чем кто-либо другой не только из числа его современников, но и вообще за всю историю Российской империи. Благодаря его инициативе и покровительству в стране повсеместно стали открываться церковно-приходские школы. И цели перед такими школами он ставил простые и ясные: усвоение учениками начал веры и нравственности, верности царю и отечеству, получение "первоначальных полезных знаний".
Репродукция рисунка неизвестного художника "Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев".
Победоносцев также вел целенаправленную политику по искоренению "инославных" конфессий в западных областях Российской империи. И это был не просто вопрос веры. Католицизм в Польше и протестантизм в Прибалтике рассматривались местными элитами как основа политики сепаратизма. Причем в Прибалтике лютеранство было в основном религией господствующего немецкого элемента – остзейцев, и принадлежность к ней туземцев – эстонских и латышских крестьян – воспринималась как знак их покорности настоящим господам этого края. За что боролись прибалтийские немцы? За независимость региона от России? Отнюдь! Они всегда боролись только за одно – за сохранение своих многовековых привилегий, которые законодательно делали их среди местных эстов и латов расой господ.
А поляки и вовсе называли Победоносцева шовинистом, поскольку они отстаивали привилегии католических помещиков на православном Западе России – на белорусских и малороссийских территориях. Хотя сами поляки испокон веку боролись с диссидентами, причем самым жестоким образом. Из-за этого, кстати, они и потеряли в свое время Малороссию и Белоруссию.
Победоносцев хорошо понимал все эти нюансы. И поэтому, когда в 1886 году к нему из Швейцарии было прислано письмо от Евангелического союза с обвинением в гонениях на лютеран и с требованием прекратить их, обер-прокурор ясно ответил: жалобы остзейских лютеран происходят из вполне мирских стремлений удержать господство над местным населением Прибалтики. А в письме к Александру III он заметил: "По поводу нынешнего движения к Православию в Прибалтийском крае и принимаемых новых мер заграничные немецкие газеты наполняются невообразимыми сплетнями и клеветой… Известно, что нет такой лжи, которой бы не поверили иностранцы, когда она рассказывается о России. К сожалению, и из русских, особливо из числа знатных здешних дам, с иностранного голоса тоже верят всяким нелепостям".
Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что политика Победоносцева в отношении религиозных меньшинств и иноверцев была достаточно жесткой, с элементами репрессий. Ну а в какой стране она была лучше? Толерантность, о которой так много сегодня талдычат, ведь стала обязательным (и сакральным!) элементом англосаксонской демократии только в недавние времена.
Победоносцев занимал пост обер-прокурора Синода до октября 1905 года. Через два дня после издания императорского манифеста о гражданских свободах и созыве законодательной палаты – Государственной Думы – он вышел в полную отставку. Он не одобрил этого шага. Но его консерватизм тоже не мог быть панацеей от грядущих российских бед.
Портрет Константина Петровича Победоносцева. Художник Илья Репин. Этюд к картине "Торжественное заседание Государственного совета". Холст, масло. 1901 - 1903 годы. Государственный Русский музей. Репродукция.
Блок позднее напишет о нем и его эпохе в поэме "Возмездие":
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла…
Победоносцев предвидел многие события, в том числе и революцию, и воинствующий атеизм. Он писал: "Потребность религиозного чувства так сильна в человечестве, что и люди, отрицающие религию, рано или поздно склоняются к той или другой, хотя бы смутной и неопределенной, форме религиозного культа… Люди, отвергнувшие Бога и христианство в конце прошлого (18-го) столетия, сочинили же себе богиню разума. Нет сомнения, что и атеисты нашего времени, если дождутся когда-нибудь до торжества коммуны и до совершенной отмены христианского богослужения, создадут себе какой-нибудь языческий культ, воздвигнут себе или своему идеалу какую-нибудь статую и станут чествовать ее, а других принуждать к тому же".
У большевиков идеалами стали их вожди. Хотя поначалу марксисты и Ленин с большевиками выступали против любого культа личности. Как там поется в "Интернационале"?
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
А чем все кончилось? Обожествлением вождя мирового пролетариата и отца всех времен и народов в таких масштабах, которые можно встретить разве что у древних восточных сатрапий.
Победоносцев в конце жизни напишет: "Пусть меня ругают и после моей смерти будут еще ругать, но, может быть, и наступит тот день, наконец, когда и добром помянут".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Невозвращенец Котошихин и его тайный труд о России, написанный для шведов
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем