Портрет князя Воронцова располагается в первом ряду "Военной галереи" Зимнего дворца. Бронзовую фигуру фельдмаршала можно видеть среди выдающихся деятелей, помещенных на памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде.
В этот день, ... лет назад
Восемнадцатого ноября 1856 года скончался генерал-фельдмаршал князь Михаил Семенович Воронцов, генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник на Кавказе. Герой Отечественной войны, кавалер трех орденов Святого Георгия. Его гренадерская дивизия в Бородинском сражении сдерживала натиск французов, в пять раз превосходящих в силе. Более того, гренадеры неоднократно переходили в контратаки, сражались врукопашную. А впереди шел их командир со шпагой в руках, с холодной и мужественной улыбкой на лице. Его дивизия таяла на глазах. Собрав ее остатки для очередной контратаки, Воронцов воскликнул: "Смотрите, братцы, как умирают генералы!" Он получил тяжелое ранение штыком, но даже тогда он не выпустил из рук своей шпаги...
Когда раненого Михаила Семеновича выносили из-под огня, кто-то сказал: "Где ваша дивизия? Она исчезла с поля боя". На что Воронцов твердо возразил: "Она исчезла не с поля боя, но на поле боя". Из четырех тысяч его гренадеров в Бородинской битве в строю остались лишь триста, из 18-ти штаб-офицеров только трое.
В 1814 году граф Воронцов брал Париж и был назначен императором Александром I командиром русского оккупационного корпуса.
Он составил свод правил, ограничивавший применение телесных наказаний для солдат. Воронцов говорил: "Солдат, который никогда еще палками наказан не был, гораздо способнее к чувствам амбиции, достойным настоящаго воина и сына Отечества, и скорее можно ожидать от него хорошую службу и пример другим".
Покидая Францию в 1818 году, он собрал сведения о всех долгах русской армии. Сумма получилась немалая – около полутора миллионов рублей. Но нашего генерала это нисколько не обескуражило. Воронцов лично расплатился за гостеприимство: он распорядился продать одно из своих имений – Круглое, доставшееся ему в наследство от тетки, небезызвестной княгини Екатерины Романовны Дашковой, и полностью выплатил долги всем французским кредиторам.
Памятник 2-й гренадерской дивизии генерала Карла Мекленбургского и 2-й сводно-гренадерской дивизии генерала Михаила Семеновича Воронцова, 1912 год.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Много полезного сделал Воронцов и будучи главой Новороссии и Бессарабии. Он заказывал из-за границы саженцы деревьев и лозы редких сортов винограда, выращивал их в собственных питомниках и бесплатно раздавал всем желающим. На собственные деньги он привез из Европы тонкорунных овец, открыл конный завод, организовал добычу каменного угля, занимался устройством дорог вдоль побережья Черного моря, построил верфи. В Одессе он основал первую публичную библиотеку и несколько учебных заведений.
В 1839 году в Одессе Воронцовым было учреждено Общество истории и древностей, которое расположилось в его доме. По мнению специалистов, благодаря Воронцову "весь Новороссийский край, Крым и отчасти Бессарабия в четверть века... были исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих внутренних составных частей пространнейшей России".
Со временем под руководством Воронцова степная и малозаселенная Новороссия превратилась в цветущий край.
Потом император Николай I послал в 1844 году Воронцова на Кавказ, поскольку понимал, что там нужен человек не только обладающий талантами военачальника, но и большим опытом в гражданских делах. И Воронцов пришел на Кавказ не покорителем, а, скорее, миротворцем. Как командующий он, конечно же, воевал, однако как наместник использовал любую возможность для проведения переговоров. По его мнению, России выгодней было бы не воевать с Кавказом, а назначить Шамиля князем Дагестана и платить ему жалованье. На долгие годы сохранились среди солдат на Кавказе рассказы о простоте и доступности верховного наместника. После смерти князя там возникла поговорка: "До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер".
В 1845 году Николай I возвел графа Воронцова в княжеское достоинство. Его портрет располагается в первом ряду "Военной галереи" Зимнего дворца. Бронзовую фигуру фельдмаршала можно видеть среди выдающихся деятелей, помещенных на памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде. А вот могила Михаила Семеновича не сохранилась – была взорвана вместе с Одесским кафедральным собором в 30-е годы прошлого века.
Ныне он почти забыт, а если и известен, то разве что по эпиграмме Пушкина, служившего во время южной ссылки под началом Воронцова:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
И эта эпиграмма, конечно же, несправедлива. Тут надо понимать контекст ее написания. Воронцов отнесся поначалу к Пушкину, мелкому чиновнику, доброжелательно. Он стал даже вхож в дом генерал-губернатора. Однако вскоре Пушкин усиленно начал волочиться за женой Воронцова, явно выходя за рамки обычного светского ухаживания мужчин за красивой и умной женщиной. Это дерзкое поведение, причем у всех на виду, навряд ли могло понравиться Воронцову. Это задевало его не только как мужа, но и как начальника. Начальник-рогоносец так же смешон и нелеп, как, скажем, хромой танцор. Воронцов одернул Пушкина, а тот, обидевшись, стал писать эпиграммы. Он-то, хоть и досадовал на начальника, но в глубине души понимал, что тот иначе поступить не мог. Причем поэт по-прежнему бывал в гостях у Воронцова, который, как вспоминал Ф.Ф. Вигель, "не унизился до ревности".
Прискорбно другое: клевета эпиграмм оказалось живучее заслуг Воронцова. Ведь и позднее Пушкин, доверившись ничем не обоснованным слухам, сделает Сальери отравителем Моцарта, хотя это совсем не так.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.