Пока миллионы французов нервно подсчитывают деньги в надежде (бесплодной, впрочем) сэкономить на еде, чтобы было на что заправить машину, или, наоборот, используют, чтобы добраться до работы, даже гужевой транспорт, чтобы было на что купить еду, акционеры крупных корпораций пьют шампанское. Оказывается, кризис их не затронул от слова совсем.
Отчеты, которые опубликовали в понедельник профильные СМИ, сверкают как бриллианты. Второй год подряд тем, кто удачно "вложился", по итогам года выплатят совершенно рекордные дивиденды. Речь идет о сумме, превышающей 55 миллиардов евро. Это в целом. И размеры выплат в частностях тоже рекордны – кому на счета упадут пара с небольшим миллиардов, кому полтора, кому чуть меньше миллиарда – пусть пустячок, а приятно.
Еще одна "приятность" заключается в том, что такого рода доходы в стране, как считается, с едва ли не самой высокой налоговой нагрузкой среди государств с развитой экономикой, облагаются выплатами в казну по очень скромной шкале. Такое решение, как говорят специалисты, связано с тем, что властям "политически важно поддерживать образ Франции как страны, привлекательной для инвесторов". Поскольку если этих инвесторов обдирать как липку (или как пекаря из угловой булочной), то инвесторы убегут. А вот булочнику бежать от своей лавочки некуда. Поэтому одним – миллиарды, другим – по полной программе все выплаты в казну.
Из прочитанного может сложиться впечатление, что марксизм – не такая уж неверная экономическая теория, и что капиталы богатеньких буратин нужно периодически экспроприировать. Нет, конечно. Не нужно отнимать деньги у богатых, вернее, у сверхбогатых, чтобы отдать их бедным. Но то, что в одной и той же стране, например, на бензин или дизель на заправке граждане платят, заливая в бак топливо, сразу два налога – НДС, составляющий 20 процентов, а еще, и это чисто французское "изобретение", налог уже на сам НДС, то есть казна получает одновременно два сбора, а дивиденды, многомиллионные и миллиардные, облагаются весьма скромно, вопросов у тех, кто находится в политической оппозиции Макрону, не вызывать не может.
Не менее удивительно и то, что среди наиболее выгодно "вложившихся" и, соответственно, получивших самые крупные выплаты, оказываются люди, которые с Макроном не просто дружат, как, к примеру, Бернар Арно, но и в момент, когда тот решил стать президентом, поддерживали его финансово.
Все в рамках закона, разумеется, но то, что на протяжении как своего первого, так и текущего, уже второго, мандата, основная поддержка от лидера страны идет отчего-то тем, кто финансово в полном порядке, приводит к мысли о справедливости точки зрения, что нынешний хозяин Елисейского дворца – "президент для богатых". А не "президент булочников". Что, собственно, показывают и все соцопросы – самая высокая поддержка действий президента наблюдается у тех, чьи доходы превышают 150 тысяч евро в год.
Так что, может, в итоге, Маркс и не был так уж неправ в своих выводах. Ну а тем временем те, кто согласен с Марксом, организуют стачки. На днях бастовали транспортники в Париже. А сегодня по всей стране закрыты лаборатории, где сдают медицинские анализы. В обоих случаях работники требуют и требовали увеличения зарплаты.
Тем временем инфляция во Франции на продукты питания перевалила за 15 процентов, а в конце декабря – начале января в стране, как и в других государствах еврозоны начнется рецессия. Кому, как говорится, хлеб, а кому – пирожные!
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.