Продавцы для продавцов, или Как работают маркетплейсы

Читать на сайте radiosputnik.ru

Оглавление

Маркетплейс
Виды
Как работает и на чем зарабатывают
Плюсы и минусы
Отличие от интернет-магазина
Кому подходит размещение на маркетплейсах
Как выйти на маркетплейс и начать продавать самостоятельно
Процесс выхода
Регистрация бизнеса
Подготовка документов
Регистрация на площадке
Заключение договора
Как выбрать и продвинуть свой товар
Возможные риски на маркетплейсах
Будущее маркетплейсов и развитие рынка
Маркетплейс – простой и хороший канал для того, чтобы продавать в Интернете. Как этому научиться и что это дает, рассказываем в материале радио Sputnik.
Чем занимаются байеры и почему в России их стало больше

Маркетплейс

По сути это электронная торговая площадка, которая сводит вместе продавцов и покупателей, сайт, на котором можно что-то купить. Нередко маркетплейсы причисляют к торговым посредникам. Это верно, но лишь отчасти, поскольку информационными услугами их работа отнюдь не ограничивается.

Виды

В основном маркетплейсы подразделяются на классы в зависимости от того, что на площадках может найти покупатель. Чаще всего это огромный ассортимент потребительских товаров. Реже – товары от разных поставщиков, но в какой-то конкретной сфере: для сельского хозяйства, хобби и увлечений, или, например, цветы. Существуют и маркетплейсы, на которых представлены поставщики услуг (профессионалы в разных отраслях или некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги), информации и информационных товаров (программного обеспечения, например). Есть площадки по продаже финансовых услуг и даже долгов. В общем, это очень популярная бизнес-модель онлайн-коммерции, которая активно развивается и с точки зрения оборота, и в плане охвата новых сфер. Тут можно вспомнить пионера отрасли – компанию Amazon, которая начинала в 1995 году с продажи книг в Интернете и постепенно стала маркетплейсом для нескольких миллионов продавцов во всем мире, торгующих товарами из более чем 30 категорий.

Как работает и на чем зарабатывают

Покупателям помогает приобретать, а продавцам – реализовывать. Для этого у маркетплейса есть онлайн-платформа, которая объединяет первых со вторыми. Это минимум для такой бизнес-модели. Она может дополняться самыми разными услугами, прежде всего логистическими, рекламными и аналитическими.
В первую очередь, продавцы, работающие с маркетплейсом, платят ему комиссию с каждой продажи (от нескольких до десятков процентов в зависимости от категории товаров). Кроме того, площадка может предоставлять продавцам свои складские мощности, а также услуги по упаковке, маркировке и, конечно, доставке продукции. Плюс расчетно-кассовое обслуживание. Также продавцы платят за самые разные способы продвижения своей продукции на маркетплейсе, ведь на нем присутствует множество конкурирующих друг с другом игроков, некоторые из которых могут предлагать в принципе одинаковый товар от одного производителя, как это делают реселлеры.
Девушка выбирает вещи
Кроме онлайн-платформы важнейшим активом маркетплейса выступает его лояльная аудитория, за которую площадки конкурируют между собой при помощи акций, скидок, рекламы и других способов продвижения своих услуг и брендов.

Плюсы и минусы

К преимуществам работы на маркетплейсе можно отнести прежде всего удобство. По сути, от продавца ничего не требуется, кроме как обладать товаром. Все остальное платформа может взять на себя: от размещения информации на своем ресурсе до организации хранения и распределения продукции. Уже на самом старте продавец получает доступ к огромной клиентской базе маркетплейса. Некоторые из них вдобавок работают на международных рынках, что еще больше расширяет круг потенциальных покупателей.
К основным недостаткам такой модели сами продавцы относят высокую комиссию площадок, сильную конкуренцию между игроками, представленными на них, и как следствие – сложности с продвижением товаров. Среди огромной массы продавцов трудно выделиться, и за это приходится платить. Часто продавцы вынуждены сильно сокращать свои аппетиты. Во-первых, маркетплейсы стараются брать низкой ценой (для этого они, с одной стороны, не слишком задирают свою наценку, а, с другой – берут комиссию с продавцов). А во-вторых, покупателей завлекают акциями, которые далеко необязательно выгодны для продавцов. Конечно, они таким образом привлекают дополнительных клиентов и повышают свой внутренний рейтинг на маркетплейсе (а значит и шансы на успешные продажи в дальнейшем). Но при этом часто приходится работать на грани рентабельности, а то и за ее пределами. Отказаться же от участия в акциях маркетплейса продавцы не могут, за это их может ждать повышение комиссии, а по сути штраф. Фактически площадки работают в этом случае по принципу: "у нас тут очередь из таких как ты".

Отличие от интернет-магазина

Для потребителя разница в том, что он может сравнивать цены от разных поставщиков на тот же самый искомый товар и делать выбор в пользу самого выгодного предложения. Это тот случай, когда рыночная конкуренция работает как нельзя эффективнее с точки зрения покупателя (если, конечно, не брать в расчет механизмы продвижения, с помощью которых потребителя могут склонить к не самой выгодной с точки зрения цены сделке). Но в любом случае, у пытливого покупателя сохраняется возможность сравнивать предложения от самых разных поставщиков и выбирать то, что выгоднее.
С точки зрения бизнеса, разница между маркетплейсом и магазином заключается в том, что первый – это своего рода площадка для вторых. Если проводить аналогии с торговлей в реале, а не в виртуальном мире, то напрашивается параллель с рынком, как собственно и переводится слово "маркетплейс". Хозяин рынка привлекает к себе лавочников и взимает с них плату. Интернет-магазины в нашем случае – это и есть те отдельные купцы, торгующие на рынке или в торговом центре. Проще говоря, магазины – самостоятельный бизнес, нацеленный на продажу товаров своих владельцев. А маркетплейс – место, где эти магазины находятся. Но есть и разница. В нашем примере торговые точки сами осуществляют все расчеты с клиентами, тогда как маркетплейс берет это на себя и лишь потом перечисляет выручку за вычетом комиссии продавцу. Этим же, кстати, маркетплейс отличается и от агрегатора, который просто сводит продавцов и покупателей, ведущих расчеты уже между собой. Также агрегатор не предоставляет логистических услуг, которые являются частью обычного бизнеса большинства маркетплейсов.

Кому подходит размещение на маркетплейсах

Да в принципе хоть кому. Если у вас есть наработанные каналы продаж, в том числе и свой раскрученный интернет-магазин, свой склад и служба доставки, то почему бы все равно не воспользоваться еще и маркетплейсом для реализации своей продукции, а то и несколькими? Лишним не будет, хотя кто-то может делать ставку сугубо на собственные каналы.
Оплата интернет-заказа пластиковой картой
Но вообще, считается, что тем, кто только выходит на рынок, как раз прямая дорога на маркетплейс. В этом случае не нужно заморачиваться с сайтом, складом, доставкой – все это площадка возьмет на себя. Главное – обеспечить себе высокие рейтинги в рамках платформы, которые будут конвертироваться в больший интерес потребителей. Но и с этим маркетплейс поможет, только плати. Кстати, есть и специальные компании, которые обучают работе на маркетплейсах и занимаются продвижением на них.
По статистике, примерно 80% всех резидентов маркетплейсов – новички, до того не имевшие вообще никакого опыта в торговле. Примерно такой же процент работает на этих площадках в одиночку.

Как выйти на маркетплейс и начать продавать самостоятельно

На самом деле, не очень сложно. В конце концов маркетплейсы – структуры клиентоориентированные, всегда подскажут и помогут. Но есть важные моменты, о которых лучше знать заранее.

Процесс выхода

Регистрация бизнеса

Чтобы быть субъектом экономической деятельности, нужно иметь некий юридический статус. Для работы на маркетплейсе нужно иметь компанию – юридическое лицо, либо быть индивидуальным предпринимателем или самозанятым. Последних допускают не все площадки, но крупнейшие в России – пожалуйста. По статистике, большинство тех, кто торгует на маркетплейсах – индивидуальные предприниматели, которым не нужен уставный капитал и для которых установлены облегченные требования по отчетности. Но, возможно, так сложилось потому, что самозанятых допустили на такие площадки недавно.
Минпромторг заявил о готовности Wildberries бороться с поддельными товарами
Еще для работы на маркетплейсе понадобится расчетный счет, куда будет приходить выручка от площадки, и с которого придется платить налоги.

Подготовка документов

Документы вам понадобятся двух типов – на бизнес и на товар.
В первом случае могут потребоваться скан паспорта предпринимателя или директора компании, выписки из реестров – ИП или юридических лиц. От самозанятых могут попросить справку о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Но обычно достаточно номера телефона и ИНН, все необходимые проверки площадка проводит сама. У каждой из них свои требования по документам, лучше заранее изучить их в соответствующих разделах.
Во втором случае требований побольше, хотя и тут все индивидуально: где-то нужно много всего, где-то меньше. Но в любом случае, для товаров, подлежащих обязательной сертификации, потребуются декларации или сертификаты соответствия, а для остальной продукции – отказные письма, подтверждающие, что декларации и сертификаты не нужны. Для товаров, подлежащих обязательной маркировке понадобятся соответствующие коды. К 2024 году маркироваться должны будут почти все виды потребительских товаров. Плюс, если вы продаете товары чужого бренда, нужно будет разрешение от правообладателя. Исключение – товары, входящие в список параллельного импорта, которые российские власти разрешили ввозить в страну и продавать без разрешения производителей.

Регистрация на площадке

Суть – заполнение анкеты в личном кабинете на сайте. Сообщаете необходимые сведения о себе и своем бизнесе, подгружаете, если нужно, требуемые документы.

Заключение договора

В случае с маркетплейсами, речь идет не о заключении договора в классическом понимании, а о принятии оферты площадки. Оферту вы или принимаете в том виде, в каком ее вам предлагают, или нет. Третьего не дано. Принятие в электронном виде осуществляется в один клик.
Подписание договора

Как выбрать и продвинуть свой товар

При выборе товара без экономиста не обойтись: нужно будет посчитать рентабельность позиций с учетом комиссий, расходов на логистику, заложить риски возврата. Но есть общие принципы. Они гласят, что товар должен быть качественным (иначе будут плохие отзывы и рейтинги), конкуренция в вашей нише не должна быть слишком высокой, иначе можно затеряться в массе продавцов однотипных товаров, а вот спрос, наоборот, должен быть высоким. Товар должен быть в наличии, а не делаться под заказ, так как у маркетплейсов особый пунктик на скорости доставки.
Не рекомендуют идти на маркетплейсы с узкоспециализированными специфичными товарами, лучшим каналом для которых будет все же профильный интернет-магазин, заточенный на "свою" аудиторию. А также со скоропортящейся продукцией и премиальными брендами. Ведь на маркетплейсы покупатели приходят не столько за эксклюзивом, сколько ради экономии.
Продвижение можно условно разделить на два вида: бесплатное и за деньги. К первому можно отнести правильное заполнение карточек на каждую позицию – грамотное описание, хорошие фото (а возможно и видео с инфографикой) повысят шансы на привлечение покупателей и заказы, и снизят вероятность возвратов, которые – та еще головная боль. Впрочем, с заполнением тоже готовы помогать специализированные агентства.
Эксперт объяснил, какие сайты чаще всего клонируют мошенники
Кроме того, аудиторию на свои страницы на маркетплейсе можно привлекать через свои соцсети и любыми другими стандартными способами. Продавцы могут проводить акции, стимулировать покупателей оставлять отзывы.
Ко второму виду относятся прежде всего инструменты, предлагаемые самими маркетплейсами. Множество их: баннерная и контекстная реклама, реклама в соцсетях, реклама в карточке конкурента, персональные брендированные страницы, почтовая рассылка, push-уведомления и так далее.

Возможные риски на маркетплейсах

Высокая конкуренция, которая требует постоянных вложений в рекламу, участия в акциях для того, чтобы иметь высокие рейтинги, и находиться в топе выдачи. Акции маркетплейсов, по факту, носят добровольно-принудительный характер и могут сильно бить по рентабельности продавцов. Она так же может пострадать, если неправильно будет выбрана модель взаимоотношений с площадкой, когда всю прибыль съедят ее услуги.

Будущее маркетплейсов и развитие рынка

За последний год число продавцов на маркетплейсах выросло в 3 раза. Выход на каждую новую площадку позволяет увеличить оборот в 2-3 раза. Такую экспансию планирует сейчас больше половины резидентов маркетплейсов. Почти каждый пятый предприниматель из этой сферы планирует поучаствовать в процессах импортозамещения, связанных с уходом из России зарубежных компаний.
Цифровой атавизм, или Зачем нужны CVV и CVC?
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем