Франко-германская политико-экономическая семья распадается на глазах, супруги уже не скрывают на публике ни раздражения друг другом, ни домашних ссор. Вишенка на тортике – Макрон и Шольц после обеда в Париже отказались проводить совместную пресс-конференцию.
Это даже не скандал в благородном семействе, это тектонический сдвиг фундамента всей европейской политики – Франция и Германия не то что поссорились, а потом вот прямо помирятся, нет, Париж и Берлин сегодня с колоссальным трудом пытаются скрыть противоречия, которые в гостиных французской столицы прямо называют "изменой" всей системе отношений, заложенных без малого шесть десятилетий назад, в январе 1963 года.
Накануне Макрон, невероятно раздраженный решением немецких властей создавать "общую систему ПВО", но без участия Парижа, планами закупки американских боевых самолетов F-35, а не французских "рафалей", мерами поддержки германской экономики в том, что касается энергоносителей, которые приняло федеральное правительство, не поставив в известность своих французских коллег, отказал Шольцу в совместном брифинге, хотя тот захватил с собой большой пул журналистов.
Итак, если вы не выходите к прессе и не сообщаете ей что-то приятное и успокаивающее, хотя бы на время, бдительность, то пресса приходит сама и начинает рыться в вашем грязном супружеском белье. А там уже практически мыши завелись, столь глубокими оказались противоречия.
Вернее, противоречие. Одно. И формулируется оно для Франции больно и очень обидно – она больше Германии не нужна. Она больше ей неинтересна. Ни как экономический партнер – тут Азия гораздо более платежеспособна, ни как военный партнер –Германия легко, даже в нынешних условиях и чтобы в том числе понравиться США, доведет траты бюджета на оборону до требуемых 2%. И сделает свой бундесвер сильнейшей армией на континенте.
Франция неинтересна Германии и как внешнеполитический партнер – это раньше, в старые добрые времена, Берлин прикидывался овечкой, которая ни на что не претендует, а внешние инициативы выдвигает Париж. А нынче – не то что давеча. И теперь Берлин вполне себе прямо и четко говорит, что ФРГ должна стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Та самая ООН была создана по инициативе держав-победительниц в войне, которую развязал Берлин. Напомним об этом факте. Лишним не будет. И Совет Безопасности, и его постоянные члены – это как раз те страны, что Германию победили. А теперь Германия обнажила свои волчьи клыки. И, между прочим, будет это делать очень часто. У нее союзников даже в ЕС, если уж честно, пусть и тактических, больше, чем у Франции.
Ну а Парижу в этой ситуации остается не такой уж широкий выбор. Либо по-прежнему делать вид, что "есть отдельный недопониманс", а так все в порядке. Либо сказать честно, что происходит. Но лишенный, по большому счету, сейчас и денег, и индустрии (ее остатки еще летом немцы успели купить буквально по дешевке), не имеющий большой внешней поддержки, скорее всего, Париж предпочтет, чтобы все так тянулось и дальше. Но эта позиция означает, что каждый день на общественное обозрение будут вываливаться новые порции разоблачений о том, как Франция верила ФРГ, и как в итоге оказалась Германией обманутой.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.