Первые верстовые столбы появились еще при Алексее Михайловиче: между Москвой и царской резиденцией в Коломенском. Были установлены каменные столбы около 4 метров высотой, увенчанные двуглавыми орлами. Об этом наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
В этот день, ... лет назад
Двадцать второго сентября 1764 года в Российской империи были введены стандартные верстовые столбы. Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о замене деревянных указательных столбов на каменные. Дорожные знаки по единому образцу были изготовлены в виде обелисков из гранита или мрамора. Нулевой верстовой столб Российской империи находился на главном почтамте в Санкт-Петербурге.
А вообще первые столбы появились еще при Алексее Михайловиче: между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском. По дороге были установлены двухсаженные – около 4 метров высотой, каменные, облицованные разноцветным мрамором столбы, увенчанные орлами. Расстояние между ними было стандартное – одна верста, чуть более километра. И с тех пор по аналогии с этими столбами высоких и худощавых людей тоже в шутку стали называть "коломенской верстой".
Царь Алексей Михайлович
Повсеместное распространение верстовых столбов началось со времен Петра I, повелевшего своим указом "ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами". В течение XVIII века каменные и деревянные верстовые указатели появились на всех основных дорогах Российской империи. За такой столб в степи однажды задел задремавший в повозке щирый хохол. Он свалился на землю и в сердцах вскричал: "Вот кляти москали, верстов на дороге понаставили, проихати не можно..."
Однако изготовление каменных верстовых столбов обходилась казне слишком дорого, и в 1817 году император Александр I подписал указ, предписывающий установку только деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами – чтобы их можно было увидеть издалека. В том же указе говорилось, что при въезде в каждое селение иметь "столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ".
А в 1720 году Петр I издал указ о сооружении шлагбаумов. "При Санкт-Петербурге для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем". Поначалу вместе с солдатами дежурили обыватели, но вскоре от них отказались. Взамен с горожан стали брать по гривне на содержание солдатской караульной службы.
Ночью через шлагбаумы дозволялось пропускать только докторов, лекарей, священников, посыльных и знатных персон – при условии, что они имели при себе горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении.
На окраинах городов появились заставы со шлагбаумами для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово "застава" сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов. Например, Серпуховская застава в Москве или Нарвская в Санкт-Петербурге.
Шлагбаумы стали неизменной частью дорожных впечатлений, и упоминаются во многих произведениях. Дежурный офицер проверяет и подписывает подорожные документы, а затем отдает "инвалидному солдату" команду открыть шлагбаум: "Подвысь!"
Пушкин в стихотворении "Дорожные жалобы" напишет:
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
С теми же опасениями живописал и И.И. Лажечников в "Ледяном доме": "Он грезится мне и во сне, как шлагбаум, который, того и гляди, ударит меня по голове". Вероятно, караульные солдаты стремились как можно быстрее опустить тяжелый шлагбаум, и это резкое движение, видимо, вызывало у путешествующих невольный страх за свое здоровье.
Шлагбаумы у городских застав с неизменной полосатой будкой дежурного можно увидеть на картинах русских художников (Н.А. Касаткин: "У шлагбаума", В.Г. Перов: "Последний кабак у заставы" и другие).
На заставе все приезжающие в город записывались в специальную книгу.
Репродукция картины В. Г. Перова "Последний кабак у заставы"
Поэт князь Вяземский вспоминает анекдот, происшедший с государственным контролером бароном Б.Б. Кампенгаузеном. Одно время проказники сговорились проезжать часто через Петербургские заставы и записываться там самыми причудливыми и смешными именами и фамилиями. Один из них вздумал назвать себя Рохусом Пумперникелем – шутом из известной тогда немецкой комедии. Почем было знать офицеру заставы о существовании этой комедии?
Однако на этот именной маскарад обратило внимание начальство. Приказано было задерживать каждого, кто подаст повод к подозрению в подобной шутке. Дня два после такового распоряжения проезжает через заставу Балтазар Балтазарович Кампенгаузен и речисто, во всеуслышание, провозглашает имя и звание свое. "Некстати вздумали вы шутить, – говорит ему караульный, – знаем вашу братью; извольте-ка здесь посидеть, и мы отправим вас к господину коменданту". Так и было сделано. Говорили, что после этого случая караульного офицера перевели в какой-то дальний гарнизон.
Городские заставы исчезли с появлением железных дорог. А верстовые столбы просуществовали вплоть до Октября. После революции большевики уничтожали их как символы самодержавия, поскольку на многих столбах сверху был установлен двуглавый орел. Ныне по всей стране их сохранились считанные единицы. Например, в Москве, близ Рогожской Заставы, можно увидеть каменный столб с надписью: "От Москвы 2 версты".
А еще вспоминается стихотворение Пушкина "Зимняя дорога":
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.