Узнать за 90 секунд

Какое отношение имел Воспитательный дом к карточным играм?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первого сентября 1763 года по указу Екатерины II был учрежден Московский Воспитательный дом для призрения незаконнорождённых детей, сирот и детей бедняков. А в 1770 году по образцу Воспитательного дома в Москве Иван Иванович Бецкой основал такой же дом в Санкт-Петербурге.
Со времен Александра I эти дома управлялись благотворительным ведомством императрицы Марии Фёдоровны и финансировались частными пожертвованиями и налогами – четвертью сбора с публичных позорищ и особым налогом на клеймение карт. Все игральные карты, продаваемые в империи, облагались налогом: пять копеек с колоды российского производства и десять – с заграничных. Это приносило немалый доход.
Кроме того, до революции Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Их выпускала только Императорская карточная фабрика в Петербурге. Если в начале XVIII века карточные игры были формально запрещены, то во времена матушки Екатерины они стали модным времяпрепровождением дворянского общества. Порой для азартных игр требовалось большое количество колод. Например, при игре в фараон каждый из игроков должен был иметь отдельную колоду. После сыгранной партии колоды тут же бросались под стол. За один вечер легко выкидывалось по сто и более колод. Эти карты потом собирались слугами и продавались простолюдинам.
А самые известные игральные карты, которые печатаются и по сей день и известны как атласная колода, создал в середине 1860-х годов художник Шарлемань. Адольф Иосифович, внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя, переселившегося в Санкт-Петербург при Екатерине II, был хорошо известен как батальный и исторический живописец.
Карточные фигуры в исполнении Шарлеманя получились лаконичными, лишёнными ненужных деталей, легко запоминающимися. Французские карты, послужившие основой для работы русского художника, были сложными в исполнении, они имели свои имена, которые писались прямо на картах.
Атласной колода Шарлеманя стала называться позднее. А при его жизни это понятие относилось не к рисунку, а к технологии изготовления карт. В XVIII – первой половине XIX веков бумага для карт была шероховатой, с разводами, плохо проклеена, часто имела разную толщину листа. Карты же, изготовленные из высококачественной атласной бумаги, были идеально гладкими, при тасовании хорошо скользили и не боялись влаги. А бубновый туз неизменно был украшен эмблемой Императорского воспитательного дома.
Обсудить
Рекомендуем