Сообщение турецких СМИ о планируемом увеличении в пять раз платы за проход через Босфор и Дарданеллы прокомментировал в эфире радио Sputnik старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин.
Турция в пять раз увеличит цену за проход через проливы Босфор и Дарданеллы, утверждает турецкая газета Sabah.
Отмечается, что такое право предоставлено Турции Конвенцией Монтре.
"Упразднена платежная система по курсу, которая была закреплена на 75-процентной скидке в 1983 году. С устранением 39-летней виктимизации годовой доход вырастет до 200 миллионов долларов", – пишет издание.
В эфире радио Sputnik старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин высказал мнение, что у возможного повышения платы за проход судов чисто экономические причины.
При этом, считает он, эти изменения вряд ли связаны с нынешней сложной ситуацией в турецкой экономике.
«
"Бюджету Турции дополнительные деньги не помешают. У них совершенно невероятная инфляция, лира обесценивается со скоростью курьерского поезда. Но это не связано, с моей точки зрения, с дефицитом бюджета", – сказал эксперт.
Какого-то серьезного воздействия на экономику страны эти потенциальные дополнительные доходы не окажут, считает он.
«
"Конечно, эти 200 миллионов долларов на дороге не валяются, и бюджету Турции они вполне пригодятся, но для турецкой экономики эта сумма не критична", – полагает Андрей Чупрыгин.
Изменение системы расчетов может быть связано с ростом стоимости морских перевозок, продолжил он.
«
"Турция не повышала цены на проход почти 40 лет. Учитывая, что все дорожает, в том числе и перевозки, а контейнерные перевозки в последнее время подорожали особенно, Турция, очевидно, решила немножко подтянуться к уровню мировых цен на логистические операции – не больше не меньше. Не думаю, что это связано с чем-нибудь еще другим", – заключил эксперт.
Конвенция Монтре была принята в 1936 году, она сохраняет за торговыми судами свободу передвижения через проливы. Турция имеет право взимать плату за маяки, эвакуацию и медицинское обслуживание с владельцев судов, проходящих через проливы.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.