Ситуацию на мировом энергетическом рынке прокомментировал в эфире радио Sputnik экономист Михаил Хазин.
В понедельник мировые цены на нефть продолжали падение. По состоянию на 18.45 мск цена октябрьских фьючерсов на нефть марки Brent опускалась до 94,32 доллара за баррель, сентябрьских фьючерсов на WTI – до 88,44 доллара.
В первых числах августа цена на нефть марки Brent впервые с середины июля опустилась ниже 95 долларов за баррель, но к прошлой неделе отыграла падение, вплотную подойдя в четверг к отметке 100 долларов.
Колебания подобного рода не имеют особого значения, уверен экономист Михаил Хазин.
«
"Биржевые колебания цен зависят от колоссального количества факторов. Если речь не идет о чем-то экстраординарном – цена упала в два раза или поднялась в полтора, – то на это можно внимания не обращать", – пояснил Хазин в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
На фоне этих несущественных биржевых колебаний происходят куда более значимые события, продолжил он.
«
"Один из самых главных факторов – в том, что на прошлой неделе упала инфляция в Соединенных Штатах Америки. Но фокус в том, что это падение связано со снижением цен на бензин. А вот цена на электричество в Евросоюзе очень сильно выросла. Вообще говоря, разные энергоисточники между собой связаны. Если где-то цены сильно подскочили, то это означает, что нефть надо везти туда, потому что там будет увеличиваться выработка электроэнергии, то есть начинаются соответствующие изменения на мировых рынках. Если эти изменения не происходят, то это как раз означает, что что-то не так "в королевстве датском"", – сказал экономист.
Негативные процессы на мировых энергетических рынках налицо, полагает он.
«
"Поскольку цены на бензин в США падают, а цены на электричество в Европе растут – из этого я делаю вывод, что, скорее всего, единые энергетические рынки, которые существовали много десятилетий, прекратили свое существование. И там происходят разные негативные процессы. В сути этих процессов надо разбираться месяцами, но то, что некоторые негативные процессы происходят – это точно", – уверен Михаил Хазин.
При этом идея сокращать использование углеводородов в энергетике ради замедления глобального потепления остается сомнительной, продолжил он. Роль человека в глобальном потеплении, скорее всего, крайне незначительна, если она вообще существует, считает экономист.
«
"Мое глубокое убеждение как человека, который занимался биологией, биохимией, состоит в том, что климат реально теплеет. Это увеличивает разброс среднегодовых показателей. Иными словами, потепление климата не означает, что каждый следующий год будет на градус или полградуса теплее. Это означает, что количество более теплых годов постепенно увеличивается, количество более холодных годов тоже увеличивается, но средняя температура медленно растет... При этом, скорее всего, влияние человека на эти процессы крайне незначительно, а может быть, его вообще нет. В этом смысле вся эта экологическая повестка бессмысленна", – такое мнение высказал Михаил Хазин.
При этом сама по себе идея расширения использования возобновляемых источников энергии вполне разумна – однако в настоящий момент она экономически убыточна, добавил он.
«
"Сама модель зеленой экономики физически вполне разумна. Она основана на том, что объем тепла, поступающего на планету от Солнца, намного превышает тот объем энергии, который использует все человечество. Теоретически, мы эту энергию можем взять... Но существует известная вещь – все эти инструменты, в подавляющем большинстве с точки зрения цены нефти и газа убыточны. Иными словами, использование солнечных батарей и ветряков, например, осмысленно только в очень эксклюзивных ситуациях. Например, на территории России есть всего два места, где ветряки вырабатывают электроэнергии столько, что она окупает их строительство", – уточнил экономист.
Эфир программы Михаила Хазина слушайте здесь:
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.