День железнодорожных войск отмечается в России 6 августа. В 2023 году праздник выпал на воскресенье. Сейчас число военных железнодорожников в стране составляет около 30 тысяч человек. Какие задачи они решают, узнаете из материала радио Sputnik.
День железнодорожных войск
Когда отмечается
Ежегодно День железнодорожных войск (ЖДВ) отмечается 6 августа.
История и традиции праздника
Отмечать День железнодорожных войск начали в 1996 году, когда вышел президентский указ, приуроченный ко дню создания в Российской империи специальных частей по охране и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург – Москва (построена в 1851 году, тогда же и появились новые подразделения).
Празднуют в этот день и белорусские военные железнодорожники. Отдельного рода ж/д-войск в республике сейчас нет, так как в 2006 году они влились в состав Транспортных войск наряду с дорожными и автомобильными. Но праздник остался.
В РФ в этот день проходят торжественные мероприятия у монументов, посвященных военным железнодорожникам: в Москве – на станции "Канатчиково", на исторической площадке "Паровозное депо Подмосковная" и в других подобных местах. В московском храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба (небесных покровителей этих войск) в Дегунине проводится церемония почитания их подвига с участием военных. В частях проходят награждения отличившихся, устраиваются выставки техники.
Железнодорожные пути
Чем занимаются железнодорожные войска
Строят и ремонтируют железные дороги и разные объекты транспортной инфраструктуры (мосты, туннели), эксплуатируют их и охраняют. Часто привлекаются к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сейчас железнодорожные войска работают на расширении БАМа – строят в Амурской области участок Улак – Февральск протяженностью 340 километров, который считается самым сложным в рамках всего проекта модернизации магистрали. В недавнем прошлом военные железнодорожники построили линию Журавка – Миллерово в Ростовской и Воронежской областях в обход Украины. А также помогали ликвидировать аварию на Чернобыльской АЭС (строили подъездные пути для сооружения саркофага), восстанавливали инфраструктуру после катастрофического землетрясения в Армении 1988 года, устраняли последствия наводнений на Дальнем Востоке, в Сибири и в Крымске, тушили лесные пожары. ЖДВ выполняли боевые задачи во время конфликтов в Приднестровье, Абхазии и двух чеченских кампаниях.
Всего в российских железнодорожных войсках 10 соединений (почти 60 отдельных частей постоянной готовности), оснащенных бульдозерами, экскаваторами, кранами, путеукладчиками, грузовиками и специальными поездами.
Кадры готовят в петербургском Военно-транспортном университете, а также в учебных центрах войск. В Петергофе есть и железнодорожный кадетский корпус. Ядро ЖДВ – контрактники, которые составляют экипажи специальных машин.
© Pixabay / NickyPe
Железная дорога
Интересные факты
Российские железнодорожные войска были созданы указом Николая I, тогда это было 17 рот численностью более 4 тысяч человек – первые подобные формирования в мире.
Боевое крещение российские ж/д-войска прошли в ходе Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Тогда в Румынии было построено несколько участков путей протяженностью около 400 километров, эти линии использовались для бесперебойного снабжения армии.
В годы Великой Отечественной войны ж/д-войска восстановили более 120 тысяч километров путей и 3000 мостов, участвовали в строительстве Дороги жизни к блокадному Ленинграду, под огнем возводили мост через Днепр у Киева.
В 70-80 годы прошлого века военные железнодорожники проложили около полутора тысяч километров БАМа.
Сейчас на вооружении ЖДВ стоят среди прочего восстановительный поезд "Амур", предназначенный для устранения препятствий и ремонта путей, и поезд боевого сопровождения "Байкал". Эти составы имеют бронированные площадки и вагоны для артиллерийских систем.
В подмосковном Щелкове с 1976 года работает музей железнодорожных войск, в его экспозиции 15 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории и современности ЖДВ.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.