Яркий праздник, с фанфарами и вечерним салютом – День взятия Бастилии – во Франции отмечается пышно. Страна охотно демонстрирует милитаристскую мощь, хотя в самом событии, произошедшем 233 года назад, настоящей боевой составляющей практически не было.
Бряцание оружием в дни, когда инфляция, приближающаяся к двузначной цифре, потихоньку сжирает пенсии, зарплаты и сбережения, когда цены на топливо для танков и БМП рвутся вверх, не говоря об авиакеросине, когда новая волна пандемии накрывает больницы?
Что за странные и подозрительно ложно пацифистские вопросы вы тут задаете! Это в России те, кто себя назначили в светочи всего самого прогрессивного и либерального, способны каждый год ставить под сомнение необходимость проведения парада Победы, а во Франции таких воспринимают в лучшем случае как городских визгливых сумасшедших. Хотя триумфами в войнах, особенно во второй половине ХХ века, страна похвастаться не очень чтобы может. В государства-победители во Второй мировой Франция попала если не случайно, то в очень большой степени благодаря в том числе и СССР, а две следующих войны – в Индокитае и в Алжире – она с треском проиграла.
В умении выдать конфузию за викторию французам в мире равных нет, собственно, и сам парад они начали проводить после поражения в войне, которую вели с пруссаками. Но одно дело – исторические события и факты. И совсем другое дело – политический пиар. Который дороже денег. Поскольку именно такой пиар и внедряет идеи в общество. Разумеется, никто, кроме специалистов, не помнит, что никакой строго военной составляющей в штурме Бастилии, по большому счету, никогда не было. Как и само событие было обусловлено не столько политикой, сколько экономикой. Высокие налоги и нищета, на которую обрекло простолюдинов королевское правление, вылились в бунт, ставший революцией. Но танки и БМП все равно гордо проезжают 14 июля по Елисейским полям – что бы и кто бы по этому поводу не думал.
Властные элиты Франции могут состоять из людей мелких, но там точно нет блаженных идиотов, не понимающих, что несмотря на все глобалистские лозунги и всяческую инклюзию, как и прочий прогресс, государство существует лишь тогда, когда оно ясно и четко обозначает, что свои ценности, свои интересы, свои границы, свои зоны влияния оно намерено защищать в том числе и военным способом. Поскольку именно он – своего рода вексель, который к оплате можно предъявить в любой момент.
Нация, кстати, это тоже понимает. Поэтому живущие в центре парижане не жалуются на то, что на время репетиций парада перекрывают улицы, строча о проблемах передвижения и парковки в соцсетях. Не подсчитывают они и стоимость сожженного горючего, переводя цены в пенсии и в больничные койки, хотя и то, и другое в стране сжимается, как шагреневая кожа.
Практичные французы отдают отлично себе отчет в том, что такой военный парад – не столько выражение гордости за страну, сколько, вне зависимости от насаждаемого активистами пацифизма, есть единственная гарантия ее защиты. Охотно демонстрируя милитаризм на празднике, который к настоящим победам на поле брани отношения не имеет практически никакого, но пытаясь при этом читать моралитэ нашей стране, Франция блистательно демонстрирует то, что называется лицемерием. В политике и в жизни. Уясним это для себя и пойдем дальше. В конце концов, нам, в отличие от них, сегодня точно есть что защищать. Вне зависимости от того, кто и что об этом думает.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.