15 июня 1931 года принято постановление ЦК ВКП(б) "О строительстве Московского метрополитена".
Еще в 1872 году инженер Василий Титов предложил проект подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянки. Однако власти его отвергли: он, помимо всего прочего, предполагал снос 10 храмов, что до советских времен воспринималось кощунственно.
Еще один масштабный проект был представлен в 1902 году инженерами Балинским и Кнорре. Он предполагал возведение на Красной площади центрального вокзала, от которого начинались бы три линии метро: одна вдоль Бульварного кольца, вторая – по Садовому, и от Петровского парка до Серпуховской заставы. Однако Городская дума завернула и этот проект с резолюцией: "Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать". Говорят, что в этом отказе не последнюю роль сыграли владельцы трамвайных парков. В 1913 году уже сама Дума разработала проект метрополитена, но началась Первая Мировая война.
К метропланам вернулись только в 1930-е годы. Главным строителем назначили 1-го секретаря Московского государственного комитета партии Лазаря Кагановича.
Первая линия длиной более 11 километров от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением на "Смоленскую" была открыта в мае 1935 года. По ней курсировали 12 четырехвагонных составов. Линия состояла из 13 станций. Тоннели были глубокого заложения, хотя были планы строительства и "легкого" метро. Но власти, видимо, догадывались, что у метро будут не только чисто гражданские функции. И предчувствия не обманули. Во время Великой Отечественной войны глубокие тоннели и станции использовались как бомбоубежища. И не только спасли многие жизни, но и дали жизнь – за время авианалетов в метро родилось 217 детей.