В Лондоне заявили, что два британца, приговоренные в ДНР к смертной казни, являются военнопленными. В эфире радио Sputnik адвокат, писатель Павел Астахов прокомментировал это заявление.
Глава МИД Великобритании Лиз Трасс назвала нелегитимным приговор, вынесенный двум британским наемникам в ДНР.
"Они военнопленные. Это фиктивное решение, не имеющее абсолютно никакой легитимности... Мы продолжаем делать все, что можем, для их поддержки", – написала Трасс в Twitter.
В четверг Верховный суд Донецкой Народной Республики приговорил двух граждан Британии и гражданина Марокко, воевавших на стороне украинских боевиков, к высшей мере наказания – смертной казни.
Адвокат, писатель Павел Астахов прокомментировал реакцию британского министра на это событие.
«
"Сейчас мы услышали в новостях, что Лиз Трасс возмущается и говорит, что, во-первых, это нелегитимный трибунал, во-вторых, это, оказывается, военнопленные. Простите пожалуйста, уважаемая Лиз Трасс, а Великобритания уже считает, что вступила в войну с российскими силами, которые проводят специальную военную операцию? Так получается? Она же грамотный человек, наверное, раз министр. Если она считает их военнопленными, то, значит, мы находимся в состоянии войны?" – спросил Павел Астахов в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Заявление британского министра может свидетельствовать, что Великобритания намерена добиваться передачи ей осужденных в ДНР, продолжил он.
«
"Если Лондон берет на себя ответственность за этих людей, то давайте тогда разговаривать с Лондоном. Приезжайте на переговоры – в Донецкую Народную Республику, в Москву. А то какой-то странный получается монолог: с одной стороны, обвинения, с другой – попытка любым способом вырвать своих подданных обратно. Для чего – чтобы придать их там суду? Да нет. Экстрадиция подразумевает принцип: суди или выдай для суда нам. Но я абсолютно уверен, что не будут их судить в Великобритании, это очевидно, их рассматривают как военнопленных. То есть Британия рассматривает их (в этом качестве) как воюющая сторона. Ну, хорошо, что признали", – считает юрист.
Павел Астахов высказал мнение о возможности проведения в украинских регионах референдумов о присоединении к России.
Ранее руководители военно-гражданских администраций в Херсонской и Запорожской областях заявили о намерении провести такие референдумы в течение 2022 года.
«
"Я думаю, что здесь нужно идти по пути следующего алгоритма. У нас есть замечательный прецедент – Крым, его жители абсолютно добровольно и легитимно приняли решение о вхождении в состав России. Очень интересно, что конституция Украины, которая в этот переходный период может применяться, признает и гарантирует местное самоуправление. Если на референдум выносится тот или иной вопрос, то проводится этот референдум, как правило, силами местного самоуправления. В статье 140-й конституции Украины говорится, что местное управление является правом "территориальной громады" – жителей села, добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка или города... Таким образом, органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти Украины, обладают самостоятельными полномочиями. И здесь мы можем посмотреть на опыт Крыма. Конституция Автономной республики Крым была принята на Второй сессии Верховной рады (АРК) 21 октября 1998 года. И при принятии решения о проведении общекрымского референдума Верховная рада АРК сделала ссылку на статьи 18-ю и 26-ю о праве на проведение республиканского референдума", – напомнил Павел Астахов.
Этот опыт может быть применен при проведении референдумов в регионах Украины, население которых выступит с подобными инициативами, считает юрист. Законами Украины возможность проведения референдумов предусматривается, указал он.
«
"Возможность местного самоуправления принимать решения по изменению территориальной целостности Украины – как с этим быть? Дело в том, что в статье 38-й конституции Украины предусмотрены два вида референдумов: всеукраинский и местный. И в статье 7-й закона Украины о местном самоуправлении сказано, что местный референдум является формой решения территориальной громадой вопросов местного значения путем прямого волеизъявления. А референдум – это всегда прямое волеизъявление народа", – отметил юрист.
Эфир программы Павла Астахова слушайте здесь:
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.