"Эта амальгама возникла в годы Второй мировой войны. Антисоветские силы группировались в Лондоне, там находилась эмигрантское правительство, сначала его возглавлял генерал (Владислав) Сикорский, а после его гибели – Станислав Миколайчик. А у нас в 1943 году был создан Союз польских патриотов. На базе этого комитета будут потом уже создаваться вооруженные силы Войска польского. А затем, уже в 1944 году на базе Народовой рады крайовой (Национальный госсовет, – ред.) будет создан так называемый Люблинский комитет (Польский комитет национального освобождения, с августа 1944-го действовал из г. Люблина, – ред.). И в том же 1944 году произойдет соединение Союза польских патриотов и Народовой рады крайовой. И эта структура станет базой для создания польского национального правительства на завершающем этапе войны", – отметил Евгений Спицын в эфире программы Дмитрия Рогозина на радио Sputnik.
"Что любопытно, Франклин Делано Рузвельт в этом споре между Черчиллем и Сталиным поддержал именно Сталина. Он сказал: поляки так надоели со своими выкрутасами, что сталинский план создания коалиционного правительства – это наиболее приемлемый вариант решения польской проблемы", – добавил Евгений Спицын.
"У нас долгие годы насаждалась версия, что якобы сразу после окончания войны советское руководство начало проводить насильственную советизацию всех восточноевропейских стран, и прежде всего Польши. Так вот, я со всей ответственностью хочу заявить, что до середины 1948 года никакой "советизации" Польши не было. Более того, Сталин, Молотов, Жданов и другие члены советского руководства тогда исходили из понимания того, что им важно создать из восточноевропейских стран буфер безопасности, нейтральную зону между нами и Западной Европой. И они настаивали на том, что основой политической жизни этих государств должны стать правительства народного фронта – коалиционные правительства из представителей всех более-менее авторитетных партий", – пояснил историк.