Сказано в эфире

Американские инженеры на стройках социализма: бизнес, ничего личного

Читать на сайте radiosputnik.ru
В годы Великой депрессии американские власти посчитали, что им можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики. О западных специалистах на стройках социализма – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
"Гусар-схимник" корнет Савин, граф де Тулуз-Лотрек
В этот день, ...лет назад
Первого июня 1931 года был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских заводов. Причем этот контракт не был государственным: дипломатические отношения между двумя странами будут установлены лишь в 1933 году.
Американские инженеры помогали в строительстве и запуске Уралмаша, Магнитогорского и Новокузнецкого металлургических комбинатов. С их участием возводились Челябинский и Волгоградский тракторные заводы, Пермский авиамоторный и Казанский авиазаводы, Днепрогэс, ГАЗ.
И тут следует особо отметить: власти СССР предлагали заключить подобный контракт еще в 20-х годах, однако Вашингтон отказался, в основном по политическим причинам. Но тут началась Великая депрессия. И оказалось, что американцам можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики.
Новый микрорайон, где живут рабочие производственного объединения "Уралмаш". Город Свердловск
В СССР работало порядка 12 тысяч иностранных специалистов, из них более половины – из Германии. Немного. По условиям контракта эти спецы не только получали хорошее жалование, но и обеспечивались комфортным жильем и снабжались зарубежными продуктами и товарами. Так, на строительстве Днепрогэса работали американские инженеры и технологи из General Electric. Они жили в специальном поселке неподалеку от станции. Для них построили коттеджи по шести комнат с кухней, ванной и центральным отоплением. Были даже теннисные корты. Естественно, этот поселок для иностранцев бдительно охранялся от любопытных взглядов советских специалистов и рабочих, который жили тут же, рядом, в бараках. Правда, все-таки надо отдать справедливость – постепенно быт у них тоже наладился: строителям станции построили жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, бани, водопровод и канализацию. Но начинали, конечно же (как всегда!), с чистого поля и голого энтузиазма.
Кстати, еду американским "спецам", строившим Днепрогэс, возили прямо из США – морем через Одессу. А по окончании строительства шесть американских консультантов "за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе" наградили орденами Трудового Красного Знамени.
В романе "Золотой теленок" Ильф и Петров остро и гиперболизированно рассказали об одном из таких иностранных "спецов" – инженере Генрихе Марии Заузе, который подписал контракт на год работы в СССР, в "Геркулесе". В первую неделю работы его водили на экскурсии в музеи, потом на балет "Спящая красавица". Дальше пошли широкие застолья. Герр Заузе озабоченно писал на родину: "Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне "Геркулес" еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм". Однако пятнадцатого числа Заузе сполна получил положенное полумесячное жалованье.
Через месяц немец уже не выдержал и стал кричать: "Я не желаю получать деньги даром! Дайте мне работу! Если так будет продолжаться, я буду жаловаться вашему патрону!"
Из этого сотрудники "Геркулеса" сделали единственный вывод: немец – просто склочник. "Сидит человек за столом, ни черта не делает, получает тьму денег и еще жалуется".
Строительство Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Комсомолец, укладчик бетона. 1930 г.
Такие вещи действительно происходили. Американский инженер Джон Колдер описывал в третьем лице начало своей работы на советских стройках почти что в духе Ильфа и Петрова: "Платят иностранному специалисту валюту, выкачанную из народа ценой больших жертв, но игнорируют его рекомендации или пытаются его обойти... Джон Колдер после трех месяцев ожидания и полного безделья поехал в Москву, чтобы устроить там скандал... Он приехал сюда с большим штатом помощников, чтобы поставить на ноги транспорт, но в конце концов пригрозил покинуть Россию, если ему и его людям не дадут работы".
В газете "Правда" в 1929 году появилась заметка о том, как западный инженер, попытавшийся ввести рационализацию производства и снизить себестоимость продукции, подвергся травле и выживанию с работы.
Но все-таки это были частные случаи. Наоборот, на Западе нередко можно услышать утверждения об их огромном вкладе в индустриализацию СССР. В 1970-е годы американский экономист и историк Энтони Саттон выпустил трехтомник "Западные технологии и развитие советской экономики", в котором утверждал, что именно Запад (особенно США) сыграл основную роль в становлении Советского Союза. Конечно же, это не так. Вопреки всяким вымыслам, эти иностранные спецы не могли повлиять на масштабы и темпы советской индустриализации 30-х годов. Конечно, они тоже внесли свою лепту, однако к 1938 году большая их часть вернулась на родину – там закончилась Великая депрессия, появились вакансии. К тому же в СССР уже выросли десятки тысяч своих инженеров и технологов. Высокого класса, как показала будущая история. А зарплату им можно было платить намного меньше, чем иностранцам. И коттеджные поселки они себе не требовали.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Указ Петра I о пролетариях умственного труда и работниках метлы
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем