Сказано в эфире

"Город над вольной Невой": основание Санкт-Петербурга

Читать на сайте radiosputnik.ru
Апостол Петр, согласно Священному писанию, – хранитель ключей от рая. Это казалось царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать "ключом от Балтики". О начале Санкт-Петербурга – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
Мариуполь и Санкт-Петербург станут городами-побратимами
В этот день, ...лет назад
Сегодня – день основания Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове Петром I была заложена крепость. Считается, что ее план начертил сам царь. Свое имя – Санкт-Питер-Бурх, на голландский манер – она получила в Петров день, когда здесь была заложена церковь святых апостолов Петра и Павла. Это же название получил и возникший вокруг острова город. Согласно Священному писанию, апостол Петр – хранитель ключей от рая. Это показалось царю символичным, поскольку город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать "ключом от Балтийского моря". Спустя несколько лет крепость была названа Петропавловской – по названию ее главного собора.
Петропавловская крепость на Неве в Санкт-Петербурге
Земли, на которых построен Санкт-Петербург, еще в начале IX века входили в состав Древнерусского государства. Это была территория Великого Новгорода – Водская пятина. Здесь проходил путь "из варяг в греки" – из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.
Новгородская республика постоянно воевала со шведами. 15 июля 1240 года при впадении реки Ижоры в Неву произошло сражение между шведами и новгородцами под командованием князя Александра Ярославича. Именно после этой победы он получил прозвище "Невский".
В XV веке эти земли, как и сам Новгород, были присоединены к Великому Московскому княжеству. А потом шведы, воспользовавшись Смутным временем, захватили территории по реке Неве. Окончательно они вошли в состав России по итогам Северной войны.
Надо заметить, что у Петра долгое время не было и четкого плана строительства Северной Пальмиры. Историк П.Н. Милюков так живописал царские фантазии: "Петербург раньше строили на Петербургской стороне, но вдруг выходит решение перенести торговлю и главное поселение в Кронштадт. Снова там, по приказу царя, каждая провинция строит огромный корпус, в котором никто жить не будет и который развалится от времени. В то же время настоящий город строится между Адмиралтейством и Летним садом, где берег выше и наводнения не так опасны. Петр снова недоволен. У него новая затея. Петербург должен походить на Амстердам: улицы надо заменить каналами. Для этого приказано перенести город на самое низкое место – на Васильевский остров".
Коса Васильевского острова. Ростральная колонна и Кунсткамера
Представляете, сколько сил и средств было потрачено впустую! Но и с новым планом тоже вышла незадача: почему-то было упущено из виду, что Васильевский остров постоянно затапливается наводнениями. Петр приказал строить плотины, опять же по образцу амстердамских. Из плотин ничего не вышло, ибо при тогдашней технике это была работа на десятилетия. Стройку перенесли на правый берег Невы, на то место, которое и поныне называется Новой Голландией.
Не имея ровно никакого представления о том, что историк В.О. Ключевский называет "исторической логикой" и "физиологией народной жизни", Петр не брал в соображение тот факт, что Голландии деваться некуда: вся страна стоит на болоте. Однако она расположена на берегу незамерзающего моря и ее континентальная база расположена тут же, за спиной, а не в 600 верстах болот и лесов. Но ни логика, ни физиология, ни география, ни климат Петром в расчет не принимались: хочу, чтобы все было, как в Голландии – точка!..
До сих пор многие уверены, что Петербург построен на костях его строителей. Первыми о большой смертности при строительстве Петербурга заговорили иностранцы. Датский посланник при русском дворе Юст Юль в своих "Записках" пишет: "как говорят" – сам-то он не знает. Итак, по слухам, при сооружении Петербургской крепости в 1703 году погибло 60 тысяч человек, а при строительстве Кроншлота – более 40 тысяч, то есть более 100 тысяч человек только за первый год.
Позднее этот миф о петербургских "костях" поддержали большинство дореволюционных и советских исследователей. Миф вошел в учебники по истории, в литературу и кинематограф.
Но вот какая закавыка: сведения Юста Юля о гибели 100 тысяч человек в первый год строительства Петербурга и Кроншлота взяты "с потолка", поскольку такого количества народа там просто не было и быть не могло.
Согласно документам, в первый год на строительстве Петербурга трудилось 5-6 тысяч человек. Даже если к этому числу добавить какое-то количество инженеров и пленных шведов, то все равно 100 тысяч умерших – величина совершенно несуразная. Современные исследователи говорят, что сообщаемые иностранцами цифры завышены в 50-100 раз. Однако мифы, как показывает история, чрезвычайно живучи.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Петр и колесо фортуны: как русский революционер стал лондонским банщиком
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем