Голосование окончилось – да здравствует голосование! Второй тур президентских выборов во Франции плавно превращается в первый тур выборов парламентских.
Конституция, в которой по своим полномочиям глава государства мало чем отличается от монарха (пусть и избираемого), предполагает, что на волне победных настроений новоизбранный президент может получить (и чаще всего и получает) нижнюю палату Национального собрания, состоящую в большинстве своем из своих сторонников.
И поэтому между первой и второй, вернее, между вторым и как бы третьим турами – датой голосования за законодательную власть – менее шести недель.
Прежнему и только что новоизбранному французскому лидеру Макрону кровь из носу требуется повторить политическое сальто-мортале пятилетней давности, когда его наспех сколоченная партия – косплей социалистов, то есть левых, и немножко голлистов, то есть правых – получила конституционное большинство. И поэтому царствовать (если бы не пандемия и не беспрецедентный экономический и социальный кризис) Макрон мог бы, практически лежа на боку.
Сегодня ситуация изменилась – и тут возгласы о победе республиканских идеалов, конечно, могут, наверное, убедить лишь очень неискушенных и наивных, но партия Марин Ле Пен довольно уверенно прибавила в политическом весе. И таким образом стала основной политической силой оппозиции.
Макрон и его политтехнологи думали сместиться влево, сыграв роль центра. Но в результате они получили вместо привычных умеренных и компромиссных оппонентов тех, кто вряд ли захочет, если и когда это потребуется Елисейскому дворцу, вступить с новоизбранным президентом в альянс. А альянс, то же единство, Макрону ох как может потребоваться. И в самое ближайшее время.
Во-первых, в случае принятия следующего пакета антироссийских санкций экономика страны может не просто сжаться, а войти в пике, и потребуется объяснять, как ради "защиты прогресса, демократии и свободы" придется французам очень серьезно затянуть пояса.
Во-вторых, находящимся сегодня у власти во Франции элитам (а это – далеко не только президент, его канцелярия и его правительство) нужно будет расплачиваться по счетам и обязательствам за внешнюю поддержку кандидата Макрона. То, что эта поддержка была, никто особо не скрывал, достаточно вспомнить заявления и даже открытые письма лидеров стран-членов ЕС, публиковавшиеся во французской прессе в финальной стадии предвыборной кампании.
А чтобы платить (в том числе и буквально) по внешним векселям, требуется общипать уже граждан страны по новой. На этот раз общипывать будут с помощью пенсионной реформы, на самом деле сокрушительно жестокой для тех, кто пахал на государство сорок и больше лет за маленькие и очень маленькие деньги.
Если во внешней повестке дня тема геополитического кризиса в российско-украинских отношениях будет доминировать, оставаясь практически единственной, то внутри страны прежнего новоизбранного президента встречает мощный узел проблем.
Решить их без мощной поддержки единой нации невозможно. Но именно этого, несмотря на все цифры проголосовавших за Макрона, у нынешнего хозяина Елисейского дворца нет. Треть тех, кто имеет право голоса, на выборы просто не пришли.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.