31 марта 1872 года родился Сергей Павлович Дягилев, антрепренер, один из основателей группы "Мир искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева".
Дягилев был блестящим организатором, а самое главное – у него было, что называется, чутье на новые таланты. Благодаря ему получили европейскую известность танцоры Нижинский, Карсавина, Ида Рубинштейн, хореограф Фокин, композитор Стравинский, певец Шаляпин, художники Бенуа, Гончарова, Бакст и многие другие. Или, скажем, французский композитор Морис Равель. Его вполне можно называть русско-французским творцом. Ведь слава к Равелю пришла после того, как Сергей Павлович Дягилев заказал композитору музыку к балету "Дафнис и Хлоя". А замысел самого известного произведения Мориса Равеля "Болеро" принадлежал Иде Рубинштейн. Балерина заказала "Болеро" для своего выступления на сцене парижской "Гранд-Опера" в 1928 году.
Первый "русский сезон" Дягилев провел весной 1908 года. А на следующий года открылись русские балетные сезоны в Париже. Были представлены одноактные балеты Михаила Фокина "Видение розы", "Послеполуденный отдых фавна", "Треуголка", "Петрушка" в декорациях Александра Бенуа. Солировали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.
"Сезоны" стали сенсацией и оказали огромное влияние на всю мировую культуру XX века. Александр Бенуа вспоминал позднее: "Русский сезон 1909 года в Париже, представлявшийся для многих наших соотечественников не более, как "удачной антрепризой", – оказался на самом деле настоящим триумфом. Оказывалось, что русские спектакли нужны были не только для нас, а что они нужны были для всех. С "Русского сезона" 1909 года началось нечто вроде новой эры во французском и общезападном театральном искусстве".Причем, надо отметить, что в "Русских сезонах" новаторским и гениальным было все: и музыка, и балет, и декорации. Хотя поначалу европейцы смотрели на "Русские сезоны" эгоцентрично и свысока, что называется, со своей колокольни. Французский композитор Эрик Сати писал: "Варварское, но такое притягательное русское искусство помогло Западу лучше узнать и понять себя".
А понять они могли только одно: русское искусство, особенно балет, оказались впереди планеты всей. В сущности, на протяжении многих десятилетий весь мировой балет – это бесконечные реминисценции дягилевских "Русских сезонов" начала XX века.