Узнать за 90 секунд

Антрепренер, открывший миру русский балет

Читать на сайте radiosputnik.ru
31 марта 1872 года родился Сергей Павлович Дягилев, антрепренер, один из основателей группы "Мир искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева".
Дягилев был блестящим организатором, а самое главное – у него было, что называется, чутье на новые таланты. Благодаря ему получили европейскую известность танцоры Нижинский, Карсавина, Ида Рубинштейн, хореограф Фокин, композитор Стравинский, певец Шаляпин, художники Бенуа, Гончарова, Бакст и многие другие. Или, скажем, французский композитор Морис Равель. Его вполне можно называть русско-французским творцом. Ведь слава к Равелю пришла после того, как Сергей Павлович Дягилев заказал композитору музыку к балету "Дафнис и Хлоя". А замысел самого известного произведения Мориса Равеля "Болеро" принадлежал Иде Рубинштейн. Балерина заказала "Болеро" для своего выступления на сцене парижской "Гранд-Опера" в 1928 году.
Первый "русский сезон" Дягилев провел весной 1908 года. А на следующий года открылись русские балетные сезоны в Париже. Были представлены одноактные балеты Михаила Фокина "Видение розы", "Послеполуденный отдых фавна", "Треуголка", "Петрушка" в декорациях Александра Бенуа. Солировали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.
"Сезоны" стали сенсацией и оказали огромное влияние на всю мировую культуру XX века. Александр Бенуа вспоминал позднее: "Русский сезон 1909 года в Париже, представлявшийся для многих наших соотечественников не более, как "удачной антрепризой", – оказался на самом деле настоящим триумфом. Оказывалось, что русские спектакли нужны были не только для нас, а что они нужны были для всех. С "Русского сезона" 1909 года началось нечто вроде новой эры во французском и общезападном театральном искусстве".Причем, надо отметить, что в "Русских сезонах" новаторским и гениальным было все: и музыка, и балет, и декорации. Хотя поначалу европейцы смотрели на "Русские сезоны" эгоцентрично и свысока, что называется, со своей колокольни. Французский композитор Эрик Сати писал: "Варварское, но такое притягательное русское искусство помогло Западу лучше узнать и понять себя".
А понять они могли только одно: русское искусство, особенно балет, оказались впереди планеты всей. В сущности, на протяжении многих десятилетий весь мировой балет – это бесконечные реминисценции дягилевских "Русских сезонов" начала XX века.
Обсудить
Рекомендуем