Сказано в эфире

"Перегретый мозг". Дмитрий Бак об оппозиционной интеллигенции

Читать на сайте radiosputnik.ru
Избыток осведомленности, избыток знаний – это то качество интеллигенции, которое приводит к очень разным последствиям. Об этом в программе Евгения Примакова "Починяем примус" на радио Sputnik говорил директор Музея истории российской литературы Дмитрий Бак.
Хрущев в Манеже и "кузькина мать"
Тяга к свободомыслию – характерная черта образованных классов в любом обществе. Но именно в России эта тяга имела отчетливую оппозиционную направленность начиная с середины XIX века, в этом уверен директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.
Он назвал одну из причин такого положения вещей.
«
"В России получалось так, что из разных сословий – из дворянства, из мещанства, из купечества, даже из крепостных – стекались люди в университеты. А университеты – это (тогда было) не очень престижное место для получения образования. Потому что наиболее знатные люди имели профессоров дома, естественно. И вот эти люди получали такой социальный лифт, который со временем обособился от жизни. Отсюда их революционность, отсюда их теоретизм, отсюда их претензия на какую-то особую роль. Именно в середине XIX века все это и получилось", – сказал Дмитрий Бак.
Он прокомментировал мысль министра внутренних дел в 1902-1904 годах Вячеслава Плеве о том, что одной из черт русской интеллигенции якобы является ее изначальная оппозиционность к любым замыслам правительства.
«

"Всегда быть несогласными, в оппозиции чему бы то ни было – это синусоида очень разная. Я это пытаюсь показать. Гегель вопреки быту, затем разночинская революционность, затем идеализм и "новое христианство", затем советская, затем антисоветская и так далее оппозиция противостоят очень разным началам. Как консервативным, так и революционным в разное время. Этот избыток осведомленности, избыток знаний, перегретый мозг приводит к очень разным последствиям, не всегда революционным. Иногда – консервативным. Так часто бывало в советское время, когда власть себя позиционировала как революционную, как преображающую мир, как движущуюся к коммунизму и ведущую туда все человечество. А интеллигентская оппозиция в это время выражалась в консервативных течениях. Поэтому быть в оппозиции – да, естественно, это все верно, но это нахождение в оппозиции по сути своей означает очень разное в разное время", – пояснил Дмитрий Бак.

Иногда, продолжил он, в оппозиционно настроенных умах происходят парадоксальные метаморфозы – когда ситуация поворачивается в ту сторону, куда им вроде бы хотелось.
«

"Я помню, что на одной из первых открытых конференций по Мандельштаму один из филологов вышел и вдруг сказал, что "я не буду делать доклад о Мандельштаме" и сел на место. А потом опубликовал статью о том, почему "я не буду делать доклад о Мандельштаме". Потому что он до этого занимался Мандельштамом как бы тайно и с риском, а теперь занимаются все, теперь это можно, и поэтому он об Осипе Мандельштаме, гениальном русском поэте, говорить не будет… Это даже хуже снобизма. То есть даже ратуя за свободу, таят желание несвободы. То есть "плохо, когда все допущены до Мандельштама", им должны заниматься некоторые, особые люди, которые обладают некоторыми правами", – охарактеризовал образ мыслей таких людей Дмитрий Бак.

Эфир программы Евгения Примакова "Починяем примус" с участием Дмитрия Бака слушайте здесь:
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем