25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель".
В централизованное Русское государство при Василии III вошли Псков, Смоленск и Рязань. В его правление повилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину...
XVI век для России стал периодом высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм, стал именоваться "вторым" или "новым Римом". А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
Следует отметить, что подобная доктрина не была чем-то необычным. Напротив, в средневековой Европе существовала концепция "вечного Рима" и связанного с этим представления о переносе мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем, все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Поэтому идею "Москва – Третий Рим" нужно рассматривать как русскую реакцию на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную в укреплении единства России. Причем, она не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все и так понимали, что четвертому Риму не бывать.
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создавала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух [коммунизма] исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".