Про "вторую часть Мерлезонского балета" знают все. Про остальные пятнадцать – почти никто. Да и сами французы быстро забыли. Эту штуку представили всего два раза – в марте 1635 года.
Сюжет балета без затей. Король едет охотиться на черных дроздов ("мерле" – это дрозд). По пути разглядывает через окно кареты окрестности. А там… – то крестьяне с крестьянками пляшут, то дворяне в мазурке кружатся, то рота арбалетчиков выделывает кренделя и так далее. До убийства птиц дело не доходит: король приехал – танцуют все. Занавес.
Автор Мерлезонского балета – 34-летний Людовик XIII. Он написал сценарий, придумал декорации и костюмы, сам поставил танцы и распределил между придворными роли. Как артист тоже выступил. Но играл не себя. В первой постановке переоделся в пейзанку и как бы никем не узнанный торговал приманкой для птиц. На втором спектакле вышел в группе крестьян. И снова зрители сделали вид, что не узнали короля. "Сэ шарман!.."
Людовик XIII многим удивлял. То, что сочинял стихи и музыку, прекрасно пел, танцевал и играл на лютне, – это еще что. У него были совершенно не королевские хобби! Даже охотой он занимался не так, как принято человеку его положения. Любил, например, вместо собаки обыскать нору дикого зверя или броситься с кинжалом на оленя. И, кстати, отлично заготавливал мясо. Вообще был талантливым кулинаром: пек хлеб, варил варенье, выращивал зеленый горошек на личном огородике. Это был рукастый мужчина. Мог часами стоять у токарного станка – сам делал гвоздики, которыми потом в Лувре сам же и прибивал ковры.
Людовик XIII был плохим политиком и всегда нуждался в руководстве, так что в какой-то момент настоящим главой Франции стал кардинал Ришелье. Король же предпочитал возиться с обезьянками: дрессировал их, шил для них одежду по сезонной моде. Между прочим, это он придумал модное дефиле. И, конечно, сам подбирал "соответствующую одежде" музыку, под которую его модели шли по подиуму.