Манифест об отмене крепостного права

Манифест 1861 года не решил главный вопрос – о земле. Поэтому реформа оказалась противоречивой и в перспективе была чревата революционной развязкой. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Пятого марта 1861 года по всем российским церквам был зачитан Манифест императора Александра II об отмене крепостного права.
Эта крестьянская реформа готовилась очень давно. При Екатерине II такое даже помыслить было сложно. Во время работы Уложенной комиссии, собравшейся в 1767 году, все дворяне, несмотря на разногласия, выступали за сохранение крепостного права.
Их позиции несколько наивно, но твердо высказал драматург Сумароков, человек весьма просвещенный: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо помещики будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".
Естественно, против дворян – главной опоры трона – Екатерина, несмотря на весь свой просвещенный абсолютизм, пойти не могла. Это было равносильно самоубийству.
Первым к крестьянской реформе "подступился" Павел I. Он начал с установления трехневной барщины и других льгот хлебопашцам. Более не успел. Считается, что в немалой степени заговор против него был составлен в том числе и из-за проектов Павла по эмансипации крестьян.
Репродукция литографии "Император и самодержец всероссийский Павел I"
Его сын, Александр I, тоже работал в этом направлении. Но ему объективно помешали наполеоновские войны. А решающую роль в этом направлении сыграли комиссии и комитеты, которые разрабатывали реформу освобождения крестьян во времена Николая I и его сына – Александра II.
Сколько в России было помещичьих крепостных? Больше всего во времена Петра I. В конце царствования Николая I крепостные составляли чуть более трети от всех крестьян. Он запретил продавать крестьян на вывод, а при продаже имения за долги с публичных торгов крестьяне получали свободу.
Однако долгое время обществу внушалась мысль, что крепость – это осознанная необходимость, которую нельзя отменить в одночасье. И что тут многое зависит от помещика. Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" поучал сельских дворян-хозяев: "Возьмись за дело помещика, как следует за него взяться в настоящем и законном смысле. Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они. Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились, потому что нет власти, которая бы не была от Бога. И покажи это им тут же в Евангелии, чтобы они все это видели до единого. Потом скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации, чтобы они видели действительно, что деньги тебе нуль, но что потому ты заставляешь их трудиться, что Богом повелено человеку трудом и потом снискивать себе хлеб, и прочти им тут же это в Святом Писании, чтобы они это видели".
Несколько наивно, но вполне искренне. Над гоголевскими проповедями, конечно же, многие иронизировали. Например, Достоевский в повести "Село Степанчиково и его обитатели" спародировал Гоголя и его "Выбранные места..." в образе Фомы Фомича Опискина: "Мало-помалу Фома стал вмешиваться в управление имением и давать мудрые советы. Эти мудрые советы были ужасны. Крестьяне скоро поняли, в чем дело и кто настоящий господин, и сильно почесывали затылки. Я сам впоследствии слышал один разговор Фомы Фомича с крестьянами: этот разговор, признаюсь, я подслушал. Фома еще прежде объявил, что любит поговорить с умным русским мужичком. И вот раз он зашел на гумно; поговорив с мужичками о хозяйстве, хотя сам не умел отличить овса от пшеницы, сладко потолковав о священных обязанностях крестьянина к господину, коснувшись слегка электричества и разделения труда, в чем, разумеется, не понимал ни строчки, растолковав своим слушателям, каким образом земля ходит около солнца, и, наконец, совершенно умилившись душой от собственного красноречия, он заговорил о министрах".
Были еще и так называемые государственные крестьяне: лично свободные, но до отмены крепостного права прикрепленные к земле. Кроме того, на бо́льшей части территории страны крепостного права вообще не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях, в казачьих областях, в Поморье, на Северном Кавказе, в Закавказье, в Финляндии. В прибалтийских губерниях крепостное право было отменено еще при Александре I.
Репродукция почтовой открытки начала 20 века с видом города Риги. 1988 год
И не надо думать, что Россия со своим крепостным правом отстала от всего мира. В США оно существовало. В германских государствах реформы начались лишь под давлением революции 1848 года. Впрочем, в Мекленбурге крепостное право сохранилось почти до конца XIX века, хотя формально оно было отменено раньше. Мекленбургская отсталость стала притчей во языцех, и Отто фон Бисмарк как-то заметил по этому поводу: "Если мне предстоит пережить конец света, то я предпочту уехать в Мекленбург, потому что здесь все происходит на сто лет позже".
А, например, во Франции до революции 1789 года существовал закон, по которому дворянин мог безнаказанно убить на охоте до двух своих крестьян.
Манифест 1861 года давал крестьянам гражданские права, но земля-то была объявлена помещичьей собственностью. За наделы, которые крестьяне получали от помещика, они должны были нести повинности. Их называли "временнообязанными". И их положение не сильно отличалось от прежнего крепостного статуса. Крестьянам для выкупа земли предоставлялись ссуды. Но было много ограничений.
Манифест поначалу встретили восторженно. Сразу после отмены крепостного права Достоевский напишет: "весь этот мерзостный грех наш упразднился разом по великому слову Освободителя".
А историк Погодин воскликнет: "Кант, Шиллер, Руссо... снимайте шляпы, творите земной поклон... Франция, Германия, Англия, завидуйте нам... Мы получили равенство и это "вдруг в одно истинно-прекрасное утро". И все это без революции. Что за "чудище Россия..."!"
Но прошло совсем немного времени и крестьяне начали бунтовать, требовать освобождения с землей. В одном только 1861 году зафиксировано почти тысяча двести крестьянских восстаний, в то время как за все предыдущие 5 лет – с 1855 по 1860 годы – менее пятисот.
Ну как тут не вспомнить о том, кому все-таки на Руси жить хорошо?
"Крестьяне добродушные
Чуть тоже не заплакали,
Подумав про себя:
"Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!.."
Итак, Манифест 1861 года не решил главный вопрос – о земле. По мнению еще дореволюционных исследователей, реформа не до конца удалась, поскольку была компромиссной и противоречивой, и в исторической перспективе была чревата революционной развязкой. И действительно! Чем большевики переманили крестьян на свою сторону? Одним только лозунгом: "землю – крестьянам!". Правда, лозунг так и остался обещанием, фиговым листиком. Но это уже было неважно – в стране победила диктатура пролетариата...
Еще один любопытный факт. После Великой французской революции была проведена земельная реформа. Все получили землю, но понемногу. Во Франции преобладали мелкие крестьянские хозяйства, занимавшие меньше 5 гектаров. Но и они продолжали дробиться, потому что при наследовании земля делилась поровну между братьями и сестрами. Развивать агрокультуру на таких мелких участках было совершенно невозможно. Таким образом, говорят современные французские исследователи, упадок в сельском хозяйстве страны из-за крестьянской революционной реформы наблюдался почти целый век. Лишь столетие спустя началось развитие нормальных крупных агрохозяйств, их специализация. Значит, если опираться на пример Франции, то в России земельная реформа должна была завершиться лишь к середине XX века. А к революции 1917 года она еще была только в полном разгаре!
И все-таки крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Это, прежде всего, создание полноценного гражданского общества. Во-вторых, в России резко ускорилось развитие капитализма – тогда это считалась прогрессивная экономическая модель. И потом. Есть с чем сравнивать. В США из-за отмены рабства велась многолетняя гражданская война. А в России оказалось достаточно росчерка пера императора…
В этом выпуске вы также услышите:
– Венчание Пушкина.
– "Клуб червонных валетов".
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем