Авторы

Петр и колесо фортуны: как русский революционер стал лондонским банщиком

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Что у вас? – Прошение о зачислении в институт. – Давайте". Чиновник отвернулся – проситель выстрелил. 27 февраля 1901 года в Петербурге студент-недоучка смертельно ранил министра просвещения Николая Боголепова. Подробности у радио Sputnik.
Убийцей был 26-летний Петр Карпович. После выстрела в приемной министра держался героем. Говорил, что "сделал свое дело", дал себя арестовать и расстроился, когда его не приговорили к смертной казни. Николай Боголепов промучился в больнице 16 дней. Спасти его не удалось. Карпович узнал об этом уже в Шлиссельбургской крепости.
Берлин – Петербург
Террористом Петрусь – так называли друзья – стал почти случайно. После того как его последовательно выгнали из двух университетов, отправился в Германию. Там нахватался от соотечественников-эмигрантов революционных идей. Больше всего ему понравились социал-революционеры: эсеры. Они продвигали индивидуальный террор. Петрусь был парнем с амбициями и решил, что это – его. Оставалось придумать, в кого стрелять. Повод появился быстро. После очередных студенческих волнений в российских вузах министр Боголепов издал постановление: забривать бунтовщиков в солдаты. Карпович решил: пора возвращаться на родину. По нынешним меркам наказание за теракт было "копеечным". После пяти лет заключения в Петербурге Карповича отправили в сибирскую ссылку. Оттуда он благополучно сбежал, вернулся в Петербург и продолжил карьеру террориста: стал боевиком группы "великого и ужасного" Евно Азефа.
Группа студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в студенческом движении. Снимок сделан в 1901 году в селе Ладыжино Подольской губернии
Петербург – Лондон
Карповичу казалось, что он действует самостоятельно, приближая терактами светлое будущее. Между тем Евно Азеф был сотрудником полиции на хорошей зарплате и имел связи в правительстве. Руками своих ребят он выполнял пожелания то одной, то другой группы из тех, что боролись "на самом верху"; одновременно понемножку сдавал и "своих". Рассказывает заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов:
«
"Все эти боевики зависели от Азефа, который делал свой политический бизнес, это да. Что касается связи Азефа с борьбой группировок в правительстве, то если она и была, то косвенная. Другое дело – полиция, силовые ведомства, задачей которых была борьба с терроризмом. Во всех террористических организациях они имели своих людей, которые теоретически могли в ту или иную сторону направлять любую преступную руку".
Революционная демонстрация в Петрограде, в которой приняли участие 10 тысяч моряков, в том числе и с крейсера "Аврора". 18 июня 1917 года
Евно Азефа довольно быстро разоблачили, и он удрал от суда бывших товарищей по партии за границу. На Карповича это произвело оглушительное впечатление. Петрусь даже не сразу рванул в Лондон. Там некоторое время мыкался без дела, потому что ничего не умел, наконец устроился массажистом в городской бане. В 1917-м снова встрепенулся, когда услышал о русской революции. Сел на пароход, но до родного берега не доплыл: английское судно потопила немецкая подводная лодка. Никто не выжил.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем