Последние восемь лет медиа лихо и сознательно путали причину и следствие, правду и кривду, как меняли местами жертв и их палачей.
"Мы предсказывали вторжение, и вот как мы оказались правы", – так или почти так звучит лейтмотив сегодняшних редакционных комментариев, вне зависимости от того, на каком языке они написаны.
Стремительно меняющаяся ситуация и решение российского президента выполнять обязательства по защите граждан, используя в том числе и военные методы, несомненно, уровень тех, кто уверен в "агрессивной сущности российской политики", увеличит.
Когда исправно и регулярно на протяжении почти десяти лет "из всех репродукторов" только и слышали, что "Крым аннексирован", а те, кто борется в Донбассе – в том числе и с оружием в руках, что для сегодняшнего, всего боящегося среднего европейца немыслимо в принципе – есть "маргиналы", "марионетки Кремля" и практически "террористы", нарущающие территориальную целостность "свободной и демократической Украины", иного результата ждать сложно.
Сами журналисты, отлично устроившись в европейских медиа, – с жирным соцпакетом, не менее комфортабельным окладом и даже с налоговыми льготами, никогда в жизни не начнут спорить с начальством о необходимости представить хотя бы по минимуму ту точку зрения, которая европейской медиа-тусовочкой презирается.
Жители Донбасса, их жизнь в подвалах под постоянными обстрелами, их гибель от бивших прямой наводкой по их домам ракетных установок, а также гибель их детей никогда не то что не попадала на первые полосы газет и в заголовки новостей телеканалов, о ней не упоминалось в принципе, даже в форме намеков.
Попытка осветить тянущийся восемь лет конфликт, и не где-нибудь, а в центре Европы, с обеих сторон, представив все или почти все позиции, наталкивалась на сопротивление внутри редакций и на истерику украинствующих европейцев из числа тех, что принимают решения о субвенциях медиа в Евросоюзе.
По мысли просвещенной и толерантной (главным образом к нацистам на Украине, несмотря на все широковещательные заявления о том, что "нацизм не пройдет") европейской общественности, внутренне принявшей схему, что есть "свободные украинские люди" и "пророссийские унтерменши", Россия всегда была "агрессором", а Украина, где открыто призывали убивать тех, кто говорит на русском языке, отказывая тем самым в праве самостоятельной национальной идентичности, всегда была жертвой.
Конечно, такая общая редакционная повестка – не импровизация, конечно, почва готовилась, потому что нужно было спрятать жестокость настоящего агрессора, не упоминая поэтому о настоящих жертвах.
Нынешние действия России, несомненно, уже истолкованы и будут истолкованы согласно имеющимся прописям – поэтому и лексика для описания ситуации в европейских медиа уже используется соответствующая.
Врут ли? Разумеется. Тащат свою пропагандистскую кривду везде? Несомненно.
Нам придется в этой ситуации понимать, что военные действия сегодня проходят и на страницах газеты, и на экранах телевидения, и в радиоэфире.
Ну а в помощь нам знание, что сила в правде, и что правда рано или поздно над кривдой восторжествует.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.