"Нет шедевров без агрессивности!". Это один из лозунгов "Первого манифеста футуризма". Впервые он был опубликован 20 февраля 1909 года во французской газете "Фигаро" и подписан известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти. Он и был основателем и главным идеологом футуризма - авангардистского течения в искусстве 1910-х - начала 1920-х годов. Оно зародилось в Италии, получило широкое распространение в Европе и в России. В манифесте футуризма была заявлена "антикультурная, антиэстетическая и антифилософская" его направленность. Маринетти заявил, что: "Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт". О футуризме и футуристах, их вкладе в искусство и не только будем говорить с культурологом Андреем Россомахиным и искусствоведом Еленой Степкиной.
Андрей Россомахин: по своим последствиям манифест футуризма стал самым значимым событием в искусстве ХХ века.
Андрей Россомахин: в каком-то смысле Муссолини был учеником Маринетти.
Андрей Россомахин: отсутствие милитаризма отличает русский футуризм от итальянского, хотя были и исключения.
Андрей Россомахин: в России первенство в самоидентификации в качестве футуриста можно отдать Игорю Северянину, он победил в поэтическом состязании Маяковского и издавался большими тиражами, чем все авангардисты вместе взятые.