Интервью

За царя или за серп и молот: как Глинка стал советским композитором

Читать на сайте radiosputnik.ru
Он - как Пушкин в поэзии: "солнце русской музыки". И как из "Шинели" Гоголя вышли все русские писатели, так из его "Камаринской" "как дуб из желудя, выросла русская симфоническая музыка". Все это - о Михаиле Глинке, основателе русской национальной музыкальной школы. В советские времена его упорно пытались сделать "советским" композитором. Было трудно, ведь Михаил Глинка умер за 60 лет до русской революции, 15 февраля 1857 года, и никак не проявил себя на революционном поприще. Главным же препятствием стала его опера "Жизнь за царя". Начались попытки ее переделки в "За серп молот", в "Жизнь за товарища Троцкого" и наконец - в "Ивана Сусанина". Рассказывая об этом, доктор искусствоведения Марина Раку замечает:
"Само наличие такого произведения в творческом портфеле композитора не создавало ему легкой жизни в новой советской действительности. Кроме всего прочего, Глинка был барин, помещик, его биография пестрила неудобными с точки зрения советской идеологии моментами. Но постепенно "ненужное" выветривается и начинается планомерное строительство мифологии, придание Михаилу Глинке нового облика". **Кем же был Михаил Глинка, как и зачем создавался советский миф о гениальном русском композиторе - в беседе с Мариной Раку.
Обсудить
Рекомендуем