Народный юморист Лейкин

Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому "прогрессивные" писатели часто подтрунивали над Лейкиным. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В январе 1906 года скончался Николай Александрович Лейкин, талантливый юморист и издатель журнала "Осколки".
Он был выходцем из петербургской купеческой семьи. К счастью, сам купцом не стал: разорился его отец. В противном случае, возможно, мы бы потеряли одного из талантливейших и самобытнейших отечественных писателей-юмористов. В конце XIX века в Петербурге не было популярнее сатирика, чем Лейкин. Он почти безвыездно прожил всю свою жизнь в родном городе. Наблюдал жизнь столичного купечества и низшего чиновничества, лакеев и кухарок, мошенников и нищих. И его постоянными читателями были купцы и приказчики Апраксина двора – большого торгового центра в центре Петербурга, мелкие чиновники, лавочники, ремесленники и прочие грамотные работники.
В общем, можно сказать, Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому прогрессивные писатели и те, кто себя почитали чуть ли не пророками и совестью нации – таких во все времена много – часто подтрунивали над Лейкиным и язвительно отзывались о нем и его творчестве. Хотя большинству из них даже и не снилась слава простонародного юмориста. Например, книга Лейкина "Наши за границей" – сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга, до революции 1917 года выдержала 27 переизданий.
А все его творческое наследие составляет несколько тысяч произведений: сорок с лишним томов и сборников.
Свое кредо писателя и редактора Лейкин излагал так: "Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут. Да, наконец, бывают и умные глупости".
Ну что ж! Можно сказать, что на этом принципе построена работа и многих современных СМИ.
Но в первую очередь Лейкин известен как человек, который поддержал начинающего Чехова. Именно в журнале Лейкина "Осколки" появились многие рассказы Антоши Чехонте. И первые сборники, принесшие Чехову всероссийскую популярность, в том числе "Сказки Мельпомены", также были опубликованы при участии Лейкина. Причем в ту эпоху популярность Лейкина и Чехова была вполне сопоставима.
Во время похорон Тургенева, когда огромная стотысячная толпа провожала гроб с телом писателя с Варшавского вокзала на Волково кладбище, один лавочник, увидев процессию, с изумлением спросил:
–Кого это хоронят?
–Тургенева.
–А кто такой Тургенев?
–Знаменитый писатель.
–Да... – глубокомысленно заметил лавочник. – А что будет, когда помрет Лейкин!
Писатель и мемуарист Иероним Ясинский вспоминал:
"Однажды в конце семидесятых годов 19 столетия я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.
– Тут мокро, – сказал я, – вы испачкаете товар.
– Не очень мокро-с, – отвечал приказчик с улыбкой, – сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! – и он провел рукой по кружку.
– Почему же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.
– Как можно, вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял "Петербургскую газету"; без него – какая это была газета? В руки нельзя было брать... господин Лейкин прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.
– Помилуйте, вроде Щедрина?
– Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина"...
Кое-что из лейкинских комических словечек прижилось, осталось в русской речи. Такие выражения, как "мое почтение с кисточкой" или "вот тебе и фунт изюма" были введены в употребление именно Лейкиным.
Однако ныне Лейкин забыт. Печальная участь для человека, который почитался учителем Чехова и ряда талантливых литераторов конца 19 – начала 20 веков. Антон Павлович скажет тому же Ясинскому: "Я действительно Лейкину кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а "каламбурное амплуа" – прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь "амплуа". Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то запах Апраксина двора, не правда ли?"
В этом выпуске вы также услышите:
– Запрет Петра I подданным подписываться уменьшительными именами и падать пред царем на колени.
– "Полуденный художник".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем