Оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG направил в суд ответный меморандум на возражения ЕС в споре о применении Газовой директивы. В эфире радио Sputnik ситуацию разъяснил эксперт в области энергетической безопасности Игорь Юшков.
Оператор газопровода "Северный поток-2" Nord Stream 2 AG в октябре направил в суд ответ на возражения Европейского союза в продолжающемся споре о применении Газовой директивы ЕС.
"Двадцать пятого октября 2021 года "Норд Стрим 2 АГ" направила в адрес арбитражного трибунала ответный меморандум по существу разбирательства, а также контрмеморандум на возражения ЕС относительно юрисдикции арбитражного трибунала рассматривать спор", – говорится в отчете "Газпрома" по итогам третьего квартала 2021 года.
Компания также обжаловала в Федеральном верховном суде Германии решение высшего земельного суда в Дюссельдорфе от 25 августа не выводить проект из-под действия Газовой директивы ЕС.
Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) в мае решило не освобождать "Северный поток-2" от обязательств директивы на основании того, что газопровод не успели достроить до мая 2019 года, когда вступили в силу новые поправки.
В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал ситуацию.
«
"Когда уже шло строительство "Северного потока-2", Евросоюз распространил свое антимонопольное законодательство на морские газопроводы. Раньше никогда такого не было: антимонопольные законы применялись к газопроводам, которые идут по суше. В чем суть этих законов: там есть требование, чтобы один поставщик загружал не более 50% мощности газопровода – на всякий случай (если какой-то другой поставщик придет, то у него будет место, где качать его газ), чтобы у потребителя был выбор, у кого купить газ. Но даже "на суше" это абсурдно, поскольку зачастую там физически неоткуда взяться газу, кроме как газу "Газпрома". А тут они еще более абсурдную историю придумали: мол, и по морским газопроводам тоже надо устраивать конкуренцию. При том, что по российским законам экспортировать трубопроводный газ может только "Газпром" и неоткуда взяться альтернативному поставщику", – сказал Игорь Юшков.
По его мнению, в ЕС распространили антимонопольное законодательство на морские газопроводы для того, чтобы отпугнуть европейские компании, которые участвуют именно в "Северном потоке-2".
«
"Там пять европейских компаний, каждая из них дала по 950 миллионов долларов, чтобы газопровод был построен. Европейские чиновники хотели отпугнуть эти компании, чтобы те не помогали реализовывать проект, девальвируя их инвестиции в два раза. Суммарно все инвесторы вместе с "Газпромом" вложили примерно 10 миллиардов долларов на то, чтобы иметь возможность прокачивать 55 миллиардов кубов. Но получается, что за те же деньги они получают возможность прокачивать только 27,5 миллиарда кубов. Но европейские компании не испугались, проект доведен до конца. Ни один другой газопровод не попал под это регулирование – только "Северный поток-2". Сейчас "Газпром" пытается доказать, что это несправедливо", – отметил эксперт.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.