Авторы

Рожденный падать летать не может: что случилось с "русским чудом"

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Спасайте, бросило машину, погибаем, дорогие, конец..." Крики о помощи повторялись в течение минуты. Их принял диспетчер аэродрома в Казани. Помочь ничем не мог. 17 октября 1958 года в Чувашии разбился новенький Ту-104. Подробности у радио Sputnik.
Самолет летел из Пекина через Омск в Москву. На борту вместе с экипажем – 80 человек из 15-ти стран. Москва не принимала из-за тумана. Повернули на Горький – там то же. Полетели в Свердловск, но над полотном Горьковской железной дороги Ту-104 сорвался в штопор с высоты 12 000 м.
"Эффект подхвата"
Это был первый в мире реактивный пассажирский самолет. Он легко набирал 951 км/ч. Его окрестили "русским чудом". Название приклеилось после того, как в 1956-м "тушек" показали в Великобритании. Рассказывает гендиректор "Альянса авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка:
«
"Перед этим англичане разработали и начали эксплуатировать аналогичный самолет, но очень скоро у них произошли сразу две катастрофы с разрушением фюзеляжа, так что все борта поставили на прикол. Ту-104 разрабатывался параллельно на основе бомбардировщика Ту-16 и оказался удачнее. Во время визита советской делегации во главе с Хрущевым в Англию новые самолеты курсировали между Москвой и Лондоном. И когда первый раз приземлились в лондонском аэропорту, англичане потеряли дар речи. Если бы приземлился инопланетный корабль, впечатление было бы меньше".
Дальний бомбардировщик Ту-16. Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Виталий Арутюнов / РИА Новости
Мощные двигатели, комфорт, изящество – все было хорошо. До тех пор, пока у Ту-104 не проявилось специфическое недомогание: "эффект подхвата".
Две минуты до могилы
Катастрофа 1958 года не стала последней. Подобные ей повторились с Ту-104 еще 20 раз. Конструктор Туполев говорил, что виноваты летчики. Однако виноваты были проектировщики из его ОКБ. Виктор Прядка продолжает:
«
"Выявился недостаток – так называемый подхват самолета. На высоте 12 км он становился неуправляемым: поднимал носовую часть, шел еще выше и сваливался в штопор. Вывести его из этого положения было невозможно".
Советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104 в небе над аэропортом Шереметьево. Георгий Петрусов / РИА Новости
Почему восходящий поток воздуха подбрасывает 76-тонную махину, а потом она отправляется в пике, в конце концов разобрались. Конструктивную ошибку исправили. На всякий случай еще и снизили предельно допустимую высоту полета, а заодно сделали более вместительным пассажирский салон. Худо-бедно самолеты серии Ту-104 прослужили на "Аэрофлоте" почти 25 лет. Последний год эксплуатации, 1979-й, был отмечен и последней катастрофой: погибли 59 человек. В народе "русское чудо" закрепилось песенкой на мотив похоронного марша: "Ту-104 самый быстрый самолет – за две минуты до могилы довезет".
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем