"Горяч и в правде чёрт!" – говорил о себе Гаврила Державин. Хорошо это или плохо, Екатерина II думала два года. И все-таки уволила его. С повышением. 13 сентября 1793 года поэт стал сенатором в чине тайного советника. Подробности у радио Sputnik.
Гаврила Державин перекочевал в Сенат с позиции кабинет-секретаря личной канцелярии императрицы. В этом качестве он видел Екатерину II почти ежедневно. Она поручала ему деликатные государственные дела, но он оказался большим державником, чем ей хотелось.
Дело принципа
Приятный в общении Державин одновременно был и большой занозой. Екатерина поручила ему проверить некоторых членов Сената – он принес тонны доказательств коррупции в среде высшей знати. Другим поручением стало дело о самоубийстве придворного банкира. И снова неприятность. Оказалось, человек свел счеты с жизнью от стыда за махинации с товарами итальянского купца. Но их причиной опять выходили приближенные к Ее Величеству. Люди уровня князя Потемкина и даже великого князя Павла Петровича (сына Екатерины!) регулярно брали у банкира солидные суммы и ни разу их не возвращали. Державин взялся даже за такой "висяк", как обвинение иркутского губернатора в госизмене, с которым разбирались семь лет. Губернатор был "сатрапом", как говорил Гаврила Романович. И никто бы о нем не пожалел, если б выяснилось, что он на самом деле собирается развязать войну с Китаем и нажиться на поставках оружия и продовольствия сибирскому корпусу. А Державин привез из Иркутска "восемь телег бумаг", неделями зачитывал их Екатерине и убедил: губернатор оклеветан. И тогда поэта отодвинули от двора. Но он и в Сенате развернулся.
Здание Сената в Москве
Ни во что не вмешиваться!
Новое назначение Державина "это палка о двух концах, как часто бывает в государственной жизни", – говорит заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов:
«
"С одной стороны – повышение: Державин стал заниматься ответственными делами империи. С другой стороны – поколебалась его близость к императрице, хотя в целом его влияние на политику последних лет Екатерины II не уменьшилось. Она всегда ценила Державина за то, что он, один из очень немногих высокопоставленных чиновников, не брал взяток. Тогда взятка, особенно небольшая, когда люди держали себя в рамках, считалась прибавкой к жалованию. Но у Державина была своя "прибавка". Он удачно играл в коммерческие игры в карты и тем самым решал свои финансовые вопросы".
Как сенатор Гаврила Державин тоже демонстрировал честность, неподкупность, сразу бросился бороться со злоупотреблениями, так что сенаторы начали жаловаться: с ним невозможно заседать. И тогда императрица снова то ли повысила, то ли понизила поэта, назначив кем-то вроде министра внешней торговли с припиской: "ни во что не вмешиваться".
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.